В многодетных семьях родители просыпаются рано. А если дети ещё и разновозрастные, и одних нужно отправлять в школу, а других отводить или отвозить в садик, то сладкие утренние сны таким родителям выпадают на долю не часто.
У Виктора Юрьевича Шевелёва дети доросли до возраста относительной самостоятельности. Если брать во внимание, что в семье он родитель в единственном числе, то недосыпать ему доводится, что называется, за двоих.
Если бы не крепкие и надёжные тылы в облике мамы Виктора Юрьевича несравненной и неутомимой Галины Николаевны, то пришлось бы нашему герою туго. А в доме Галина Петровна и за ласковую маму, и за сердобольную бабушку, и за умелую стряпуху и хозяюшку. Тепло шевелёвского дома во многом от сердечности и заботы Галины Николаевны.
Повезло Виктору Юрьевичу и на детей. Старший Алёша походит на рассудительного мудреца. Всё у него в жизни разложено как по полочкам. На пустые увлечения он себя не растрачивает. Выпадает свободная минута – открывает умную книгу, а уж если захочется развлечься – садится за компьютерный руль и пускается в виртуальные гонки на автомобиле. Дочь Катюша тоже растёт умницей. Они с бабушкой как единое целое. Понимают друг друга с полувзгляда. Галина Николаевна по настроению любимой внучки угадывает, что ей приготовить из любимого и лакомого – блинчики или румянощёкие булочки. А Катюша, уловив печаль в бабушкиных глазах, либо прильнёт к ней, либо утешит душу тихими клавишными аккордами пианино. Катюша учится ещё и в музыкальной школе. Детей Виктор Юрьевич и Галина Николаевна любят истово, но жить праздно им не позволяют. Учат на собственном примере, без нравоучительных наставлений. Бабушка, несмотря на возраст, жизнь на охи и вздохи не тратит. Утро Галины Николаевны начинается с ласкового и тихого разговора с русской печкой. Сын давно уговаривает разобрать по кирпичикам это архаическое детище крестьянской избы и поставить на освободившееся место электрическую суперпечь, но Галина Николаевна проявляет невероятную твёрдость духа и считает, что русская печь в доме – это оберег, домашнее солнышко, согревающее душу и тело. Да разве может сравниться с русской печкой электроплита, на которой происходит спешное и прозаическое приготовление пищи без волшебного участия огня. В русской печке она томится и обретает необычайный целебный вкус. Русская печка всегда пестовала детей и взрослых, дарила им жизненные силы и здоровье.
Галина Николаевна как и её покойный муж – люди деревенские. Супруг родом из Боровлянки, она уроженка Ярков. Сосватали Галину Николаевну, как говорится, без штурма и приступа. Да и как можно было устоять, когда жених прикатил к невестиному дому на мотоцикле марки «Иж». Это равнозначно тому, если бы сегодня свататься к невесте приехал красавец на «мерседесе».
Жених действительно был хорош собой, улыбчив, как Юрий Гагарин, к тому же ещё и гармонист отчаянный. Не устояла Галина Николаевна перед таким раскладом.
Но Боровлянка, тогда ещё перспективная деревня, постоянным местом жительства для четы Шевелёвых не стала. Свой дом поставили они в Казанском на улице Гагарина. Избу собрали из сруба, перевезённого по брёвнышкам из Боровлянки. Этот сруб когда-то служил деревенским клубом, и оконных проёмов в нём было столько, что со счёту можно было сбиться. После смерти отца Виктор Юрьевич родительский дом перестроил, увеличив значительно его площадь. Походит теперь это строение на терем. Каждый гвоздь здесь вбит Виктором Юрьевичем, каждый кирпичик помнит тепло его умелых рук. В доме газовое отопление, водопровод, горячая вода и все прочие удобства. Каждый член семьи обеспечен своим жизненным пространством, но не разбредаются по своим комнатам Шевелёвы. Они всегда вместе, всегда рядом друг с другом.
Виктору Юрьевичу как единственному родителю в семье приходится много работать. Помимо службы занимается Виктор Юрьевич личным подсобным хозяйством. Занимается – не то слово. Вкалывает он на этом своём подворье в поте лица. Но вкалывает весело, с прибаутками и песнями. А как не петь и не веселиться, если в хлеву призывно хрюкают до пяти десятков поросят, мычит корова, бычки. Случается, что неряшливого свинаря от его подопечных и отличить трудно, а Виктор Юрьевич всегда элегантно одет. Даже униформа в минуты и часы работы его в свинарнике и коровнике по-солдатски опрятна. И во дворе у занятого хозяина чистота.
Личное подсобное хозяйство, отнимая силы и время, дарует взамен достаток. Дом Шевелёвых – полная чаша. Во дворе машина и трактор. И не хлебом единым живёт эта дружная семья. Зимой по выходным выбираются Шевелёвы в Боровлянку, весело скатываются с местной крутолобой горы, жарят шашлычок из своей свининки. Летом отдыхают у реки, осенью выезжают на охоту. Все, кроме сердобольной Галины Николаевны.
Катя и Алёша живут без мамы. Потеря самого родного человека невосполнима. Но я не заметил боли сиротства.
Эту боль и беду заботливыми руками и сердечностью отводят и Виктор Юрьевич, и Галина Николаевна.
Подумалось мне после знакомства с Виктором Юрьевичем, Галиной Николаевной, Алёшей и Катюшей, что в иных семьях, где здравствуют и мама и папа, дети живут сиротами. Даже в благополучных, в смысле достатка, семьях. О забулдыжных родителях я и речи не веду.
Так что не жалеть надо Шевелёвых, а по-хорошему им завидовать.
Олег ДРЕБЕЗГОВ
На снимке: Шевелёвы всегда вместе и рядом
Фото Павла КУПЦОВА