Медиакарта
8:00 | 11 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Русское персональное восприятие жизни


досье

Александр Иванович НЕКЛЕССА, российский ученый, политический философ

Окончил Московский государственный институт международных отношений при Министерстве иностранных дел СССР, очную аспирантуру Института Африки АН СССР и Высшие курсы стратегического анализа.

Председатель Комиссии по социокультурным проблемам глобализации, член бюро Научного совета «История мировой культуры» при Президиуме Российской Академии наук (РАН).

Руководитель Группы ИНТЕЛРОС. Научный руководитель проекта ВВЦ-2 («Время-Вперед-Центр»). Член Комитета по стратегическому развитию при Совете директоров ГАО ВВЦ. Заместитель генерального директора Института экономических стратегий при Отделении общественных наук РАН. Заведующий Лабораторией геоэкономических исследований ИАФРАН.

Профессор кафедры геоэкономики Академии геополитических проблем.

Автор более 500 публикаций по вопросам международных отношений, политологии, экономики, истории.


Совместный проект газеты «Тюменская область сегодня» и фонда «Русские университеты»

В конце 2009 года на страницах издания стартовал цикл публикаций в рамках совместного проекта газеты «Тюменская область сегодня» и фонда «Русские университеты».

Проект – это встречи с известными интеллектуалами, площадка для обсуждения прорывных направлений и проектов долгосрочного развития Урала и Сибири, общественные, деловые и научно-технологические идеи. О том, кто мы, куда идем и во что верим, размышляет философ Александр Неклесса.

  • Мир брызжет энергией

Возможно, мы вступаем в иной ритм исторического существования: переход сообщества людей к подвижной, перманентно динамичной форме существования, где переосмысливается не только понятие реальности, но и позиция строителя социального космоса, т. е. человека. Люди начинают прозревать, что все они – потенциальные (и актуальные) субъекты происходящих изменений – своего рода «неклассические операторы».

Мир становится сложным и сверхсложным. В нем обитает почти семь миллиардов персон, многие из которых – деятельные, образованные личности, получившие доступ к высокотехнологичному инструментарию цивилизации.

Человек в личном качестве постоянно пребывает – должен пребывать – в ситуации революции. Время от времени в развитии человеческого сообщества совершаются фазовые скачки. Революция есть очищение прописей истории, но многие неправильно понимают революцию как большой или успешный бунт. Смысл понятия между тем иной.

Революция возвращает обыденность к мысли об основаниях. Прерывает дурную бесконечность чеховского «люди обедают и только обедают». Плоды деградации заставляют задумываться людей, в том числе эгоистически ориентированных персонажей кланов. В обыденности же они действуют в рамках рефлекторной тактики, о стратегии разговор возникает лишь в момент кризиса. Должен признаться, я в целом положительно расцениваю кризисы. Это механизм продвижения новизны. Можно критиковать сущее, но вряд ли девальвированные слова приведут к массовым действиям, нужен кризис, чтобы слух уловил тектонику. Сегодня индивиды во власти, в бизнесе, обществе начинают ощущать тревогу. Не все могут простроить горизонтальные лифты с запасными аэродромами в конце тоннеля. Есть группы людей, которые устойчиво хотят здесь жить и будущее детей связывают только с Россией. Я вижу в обществе стремление к пересдаче карт. Только вот каким окажется содержание действа?

Да, русский темперамент широк, но слишком велико социальное наследство и природные обременения: 60 процентов территории страны – зона вечной мерзлоты, географический центр – где-то в районе падения тунгусского метеорита. Надо реально представлять этот контур, его геоэкономическое содержание и геополитическое окружение. Однако страна – это не территория, это люди. Какой чувствуют они сопричастность к Российскому государству?

  • Кто мы?

На территории СССР сейчас существует 19 государств, что впечатляет. Россия в параметрах РФ – отнюдь не империя, это новое государство с новым геополитическим контуром, с изменившимся геокультурным и геополитическим содержанием. Государство, которое еще не доказало длительную жизнеспособность и которому право на историческое существование еще придется доказывать. Россия сегодня как витязь на распутье, у нее три дороги в будущее: первая – догоняющая модернизация; вторая – контракт с обществом постмодерна; третья – социальная, культурная реабилитация страны и народа. Но есть еще «четвертый протокол» – неоархаизация. Для России в ее нынешнем состоянии, на мой взгляд, наиболее актуальной темой является реабилитация. Прежде всего социально-культурная, но также инфраструктурная и индустриальная, а также реабилитация российского гражданина и среды его обитания.

В отношениях с внешней средой интересной и продуктивной представляется концепция Русского мира, понимаемого не только как языковое пространство, но и как цивилизация народов.

Русский мир связан с определенными смыслами, ценностями, образами… Это щедрый Бог, который создал человека и связан с ним синергией. Мы пользуемся богатствами: дышим воздухом, пьем воду, греемся на солнце и ничего за это не платим. Мы живем в мире обширнейших пространств, мы впитали щед-рость, здесь человеческое существо в своей основе – щедрое. Это суть человека, искренне пытающегося познать подлинную жизнь. Особенность русских – персональное восприятие жизни. Мы смотрим в глаза человеку, он для нас личность. Исследуя подобным образом творения или самих себя, познаем смысл.

Но можно говорить, что пройден определенный рубеж, мир воспроизвел состояние сложного общества и сложного человека. Стремительно умножающиеся проблемы теперь обсуждаются не в России.

Творческий дар русских то ли иссяк, то ли замкнулся? Произошел культурный коллапс, сжатие среды, ее сужение. В обществе, где действовал принцип отрицательной селекции, к рычагам управления приходят люди, ощущающие (или не ощущающие) дефицит культурного капитала. А роль нематериальных активов возрастает, без них невозможно управление сложной социальной средой. Люди моделируют реальность сообразно со своим миропониманием, и если оно не «осложнено», то модель оказывается плоской. И потому дефектной. Простые решения могут стать разрушителями сложных систем. Кстати, помните библейскую историю о праведниках: город будет пощажен, если в нем найдется некоторое число праведников. А сколько праведников нынче в России?

Полагаю, основной кризис в стране – именно культурный. В российской среде удельный вес интеллектуальных сообществ с развитой рефлексией снижается. Теоретики и правой, и левой, и либеральной, и консервативной ориентации легко поддаются соблазнам публицистики, а то и демагогии.

В обществе должны присутствовать разные идейные и политические форматы. Дискуссии – причем дискуссии, нацеленные не на опровержение оппонента, а на совместный поиск истинного состояния, по-настоящему перспективной стратегии – не-обычайно плодотворный и редкий в современной России формат. Они нужны для устранения «слепых пятен», равно рассеянных среди спектра рефлектирующих персон. Никто из людей не обладает монополией на истину.

Человечество с ошибками, падениями, трагедиями, с кровью и слезами движется к свободе. Но понимает ее по-разному. Освобождаясь от природных и социальных обременений, люди свободнее демонстрируют свою сущность. Человек по природе отнюдь не добр, но и не злодей. Мир на глазах превращается во все более сложное сообщество свободных людей, где есть возможность для проявления как лучших качеств человеческой натуры, так и худших, даже кошмарных. В каком-то смысле люди приближаются к моменту познания истины о себе. Для общества же играет роль критическое число личностей, противостоящих злу. Пока они есть – зло удерживается в каких-то границах, и мы не знаем его предельного облика, не воплощаем его возможных на земле пропорций. Город как вселенское сообщество людей (его горожан, то есть граждан) сохраняет смысл и продолжает жизнь.

Строительство гражданского общества особенно трудно для стран, где не было гражданской культуры (городской культуры самоуправления) и особого существа – гражданина, сознающего себя единственным легитимным источником публичной власти. В самостоянии за права, в борьбе за униженных и оскорб-ленных важным подчас оказывается сама решимость определить свою экзистенциальную сущность, противостоять злу. Человек делает выбор, определяет себя как свободную личность и утверждает обретение, присовокупив милосердие. Это и есть личностная трансценденция и социальное творчество, в результате которых происходит изменение атмосферы, смена эпох. Или не происходит.

Александр НЕКЛЕССА, г. Москва

Автор статьи: Александр НЕКЛЕССА

рубрика: Русские университеты