Медиакарта
4:21 | 4 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Тюменская сельхозакадемия: "Быть лучшими не только в регионе, но и в стране"

Тюменская сельхозакадемия: "Быть лучшими не только в регионе, но и в  стране"
14:18 | 19 апреля 2011
Источник: Красное знамя

Сфера АПК по значимости опережает другие сферы нашей жизнедеятельности, поскольку связана с обеспечением населения продовольствием. То, насколько эффективно она будет работать и развиваться в дальнейшем, зависит от качества подготовки кадров. Об этом, а также о перспективах развития АПК и сельхозобразования беседуем с доктором сельскохозяйственных наук, профессором, ректором Тюменской государственной сельскохозяйственной академии Николаем Васильевичем АБРАМОВЫМ.

  • В современном мире существует огромное количество вузов, предлагающих получить различные престижные специальности. В чём преимущества вашей академии перед другими вузами и сельскохозяйственного образования перед другими "офисно-административными" профессиями?

  • Мировой опыт показывает, что аграрная сфера - сфера особая, поскольку выполняет стратегическую роль обеспечения продовольственной безопасности населения. Социальную значимость этой роли, думаю, даже пояснять излишне. К тому же крепкая сфера АПК - это богатство нации. Сельское хозяйство - это питание. Качество питания свидетельствует о том, будет ли нация здоровой. Россия всегда была аграрной страной, поэтому работы в этой сфере всегда будет хватать.

Характерная для аграрных вузов отраслевая принадлежность образования и отрыв от производства могут пагубно сказаться на подготовке специалистов. Эту проблему мы решаем с властью, находясь в постоянном тесном контакте с областным департаментом АПК, и сдвиги в её решении есть.

  • Не секрет, что в современном мире существует угроза дефицита продовольствия. Как вы считаете, если в сферу АПК придёт как можно больше высококлассных специалистов, генерирующих новые идеи, эта угроза может уменьшиться?

  • В принципе обозначенная проблема решаема. Но если не будет чёткой программы развития сельских территорий, разработанной на государственном уровне, то никакие, даже самые отменные специалисты не помогут. Сегодня нам необходима государственная политика, связанная с новыми подходами к вопросам организации труда и быта на селе, с техническим и информационным оснащением, повышением квалификации работников. Над последним вопросом мы уже активно работаем: институт дистанционного образования при ТГСХА совместно с институтом развития агробизнеса и повышения квалификации кадров АПК (в п.Московский) разработали программу, согласно которой планируется организация Всероссийского научно-методического центра образовательных программ с использованием электронных носителей.

  • Почему сельскохозяйственное образование по отдельным специальностям не пользуется у молодёжи спросом? Может, дело в низких заработках специалистов АПК?

  • Я провожу исследования, касающиеся этих вопросов. Так вот, у пятикурсников на первом месте по значимости в требованиях к работе стоят условия труда. Но специфика этих условий - поле, сезонность, ферма и раннее начало трудового дня, какой бы сверхсовременной ни была техника. И это обстоятельство необходимо учитывать и компенсировать. Считаю, что молодой специалист в сельском хозяйстве должен жить по месту работы в коттедже со всеми удобствами, ездить на джипе и зарабатывать не меньше ста тысяч рублей в месяц. Человек должен чувствовать, что он нужен обществу и стране, что его ценят. Только при соблюдении таких условий мы сможем решить проблему кадров в сельском хозяйстве.

  • Чем всё же можно мотивировать абитуриентов выбирать сельскохозяйственный вуз?

  • Учитывая уровень жизни сельских территорий, важнейшим аспектом я считаю наличие в нашем вузе большого количества бюджетных мест, которое не менялось с начала перестройки. Второй аспект - это обеспечение студентов общежитием. Третий - стопроцентное трудоустройство после получения образования. К тому же у сельхозакадемии хорошая материально-техническая база. Благодаря областному правительству мы закупили современную лабораторию для научного процесса. Более того, в нашем вузе студент может полностью самореализоваться: у нас есть прекрасный спорткомплекс, из стен сельхозакадемии уже вышло два олимпийских чемпиона. Можем похвастаться и хорошей командой КВН.

Хочу отдельно сказать об отношениях между преподавателями и студентами: не в обиду другим вузам будет сказано, но у нас эти отношения дружественно-партнёрские.

И последнее: студентам, которые учатся на "отлично" и "хорошо", мы даём возможность получать второе высшее образование параллельно с основным (например, экономическое параллельно с зоотехническим).

  • Сколько лет сельхозакадемии?

  • 131 год как первому учебному заведению города и 51 год как сельскохозяйственному вузу.

  • А какие известные личности были его выпускниками с давних времён и до наших дней?

  • Пришвин, Словцов, Кузнецов, Герой Социалистического Труда Прокопьев. А среди современников - 90% работников областного департамента АПК являются нашими выпускниками.

  • Все ли выпускники сельхозакадемии идут работать по специальности? Какие меры вы можете применить, чтобы в вузе не обучался "балласт", поступивший лишь ради диплома?

  • К сожалению, по специальности идут работать не все. Но мы создаём все условия для самоопределения. У нас есть сайт, где можно найти любую информацию, касающуюся обучения, практики и дальнейшей работы. Мы ввели традицию вручения дипломов в районах, причём на таком мероприятии всегда присутствует глава района и представители областного департамента АПК. Существует у нас и система довузовской подготовки, в процессе которой мы чётко разъясняем человеку, что он должен будет трудиться в хозяйстве и каковы будут условия труда.

  • В советские времена существовала система распределения выпускников вуза в хозяйстве. Существует ли такая система сегодня, хотя бы в каком-то ином виде?

  • В нашем вузе действует система заключения четырёхсторонних договоров. Глава района, сельхозакадемия, товаропроизводитель (сельхозпредприятие) и родители будущего студента подписывают договор, и с этого момента молодого человека начинают целенаправленно, со школьной скамьи, готовить к учёбе и работе на конкретном предприятии. Когда этот ребёнок поступает в сельхозакадемию на бюджетное место, предприятие показывает ему перспективу его работы и карьерного роста, а также начинает строить для будущего работника дом. То есть студент ещё учится, а его уже ждут, готовят для него фронт работы и создают необходимые условия.

По такой системе мы с Упоровским районом сотрудничаем три года, а с Тюменским - четыре. Помимо этого, с нами тесно сотрудничает и Ишимский племзавод "Юбилейный".

Системы распределения, как во времена социализса, больше нет, но даже к тем, кто у нас учится не по четырёхстороннему договору, есть требование - до написания дипломного проекта чётко определиться с местом будущей работы. И, надо сказать, ни один наш выпускник не стоит на бирже труда!

  • Сколько бюджетных мест в вузе, как обстоят дела со стипендиями и какие льготные условия существуют при поступлении?

  • Бюджетные места составляют 60% от общего количества, а по таким специальностям, как "Зоотехния", "Агрономия", "Технологии производства и переработки сельхозпродукции" и "Плодоовощеводство" - все места бюджетные.

Размер стипендии - 1400 рублей, но помимо этого существуют Губернаторская, Президентская стипендии, стипендия имени Вавилова, Прокопьева и академическая. Словом, если хорошо учишься, то и стипендию будешь получать хорошую.

Что касается льготных условий, то на бюджетные места у нас поступают те, кто идёт по целевому набору (по четырёхстороннему договору), инвалиды, сироты, участники боевых действий, призёры Всероссийских олимпиад.

  • Ваши студенты сами ищут место прохождения производственной практики, или их направляет вуз?

  • Все ваши студенты проходят практику в Учхозе ТГСХА. Это экономически эффективное предприятие с хорошей учебно-практической базой. Помимо этого, у нас заключены и утверждены департаментом АПК договоры с передовыми хозяйствами области, что позволяет студентам выбирать место прохождения производственной практики на свой вкус. Информация об этих предприятиях есть на нашем сайте.

  • Соответствует ли спрос на специалистов АПК ожиданиям молодых специалистов?

  • Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Есть такие сельхозпредприятия (например, "ЗапсибхлебИсеть", ГУСППЗ "Тополя", госплемзавод "Юбилейный" и многие другие), на которые стремятся попасть молодые специалисты. Есть хозяйства с невысоким уровнем экономического развития и заработной платой. Но ведь не следует забывать и о том, что хорошими специалистами сразу не становятся, нужно пройти определённый период адаптации, вхождения в профессию. Поэтому предъявлять большие претензии к работе в первый год своей практической деятельности не стоит.

  • Есть ли среди ваших выпускников такие, кто открыл свои сельхозпредприятия?

  • Многие. Кто-то открыл частные ветеринарные клиники, многие организовали крестьянско-фермерские хозяйства, агрофирмы (яркий пример - директор а/ф "Луговская" Виктор Гейн). Выпускник Александр Руденко в Бердюжском районе открыл хлебопекарню, другой - фирму по регулированию топливной системы для тракторов, подготовке техники для посевных.

  • Сколько сегодня в вашем вузе обучается студентов? Не существует ли угроза, что через пару-тройку лет на рынке труда появится избыток специалистов АПК?

  • Всего сегодня обучается восемь тысяч студентов. Есть у нас и филиал в Салехарде: там учатся более пятисот человек.

А перенасыщенность сельскохозяйственных кадров, области не грозит, т.к. в академии постоянно проводится мониторинг потребности кадров по всем направлениям. Существует гибкая система перераспределения бюджетных мест по специальностям и профилям.

Для современного крестьянина важна дистанционная форма обучения, поскольку многие работники сферы АПК имеют средне-специальное образование и им, без отрыва от производства, нужно получать высшее образование. В этом смысле слушать лекции посредством Интернета, а в Тюмень приезжать на практические занятия гораздо удобнее. Систему дистанционного обучения мы применяем пока только для студентов из Ханты-Мансийского округа и Омутинского района. А по уровню материально-технического обеспечения вуза и квалификации кадров ТГСХА вполне конкурирует с другими близлежащими сельхозвузами, и по всем основным показателям мы работаем в рамках университета.

  • Что может послужить гарантией успеха вашего вуза?

  • Во-первых, основная гарантия - это динамично развивающийся агропромышленный комплекс. Когда отрасль развивается, то возникает потребность в специалистах.

Во-вторых, у нас прекрасный агробиотехнологический центр. Мы внедряем ресурсосберегающие технологии, по которым работает 80% хозяйств области. Активно работаем в направлении переработки хлеба - уже запатентовали 33 наименования хлеба. Вывели 9 сортов лука, пшеница "Бель" - тоже наше достижение, а система точного земледелия - это вообще новшество.

Наша задача - научное и кадровое обеспечение сферы АПК, и мы с этой задачей успешно справляемся.

  • Какие перспективы сегодня существуют у ТГСХА? Расскажите немного о планах развития вуза.

  • Прежде всего работать на опережение, готовить специалиста будущего. Нужно добиться того, чтобы каждый выпускник трудился по назначению, и взращивать будущие кадры со школьной скамьи. В области научного обеспечения АПК - добиваться положительного результата от использования наших разработок. Скоро появится новый, тюменский тип породы мясного скота: мы ведь не просто закупаем новые породы, а ведём отбор лучших. Думаю, губернаторская инициатива о создании в Тюмени Российского центра генетического потенциала мясного скота в скором времени будет осуществлена.

В отрасли растениеводства мы активно используем биотехнологии, новые кормовые культуры. У нас есть предложение по воспроизводству рыбного стада в водных бассейнах области. Проводим оптимизацию технического переоснащения аграрного сектора.

Что касается непосредственно студенчества, мы прорабатываем вопрос строительства общежития, где будут созданы почти домашние условия, ведь студенты из сельской местности бывают дома не так часто. Важно также дальше работать над созданием условий для занятий спортом и художественной самодеятельностью. Ведь наши выпускники не просто специалисты, они несут в сельскую местность культуру, и это немаловажно.

Ну и самое главное для нас - быть самыми лучшими не только в нашем регионе, но и во всей России.

Беседу вела Кристина ТРЕТЬЯКОВА.