А.Г.Елфимов. Бразилия. Дневник путешественника из Сибири. Авторский фотоальбом.
А.Г.Елфимов. Мальта. Фотоальбом. Общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска», 2010. 252 с.
Текст Нина Ягодинцева
Не так уж часты и продолжительны в истории периоды, когда интерес человека к окружающему его миру не обусловлен потребностями выживания или другой сугубо практической необходимостью. Но именно в эти моменты в полной мере проявляются такие качества личности, как чистая любознательность и умение восхищаться – то есть непосредственные источники вдохновения для путешественника, в нашем случае – фотохудожника сибиряка Аркадия Елфимова.
Перед нами два новых увлекательных фотоальбома, представляющих две довольно экзотические для русского путешественника страны, две из бесчисленных сегодня возможностей увидеть со стороны и свою суровую родину. Сколь ни парадоксально это звучит, при всей внешней «объективности» фотообъектива взгляд художника, несомненно, «заточен» на определённые краски и линии, на особенные, авторские сюжеты. И можно смело сказать, что эти авторские сюжеты в полной мере прочитываются в обеих книгах.
Бразильский сюжет начинает складываться прямо с обложки – вместо привычно ожидаемой яркости, карнавальности, которая стала уже штампом в восприятии этой экзотической для сибирских путешественников страны, на первой странице обложки в серо-серебряном, облачно-романтическом проступает силуэт – «знаменитая на весь мир статуя Христа, ставшая символом Рио, а, может, и всей страны…» – как пишет в путевых заметках автор. Цветовая гамма вполне сибирская, между прочим.
Карнавал, конечно, будет тоже – но ближе к финалу, на последних страницах альбома, и он воспринимается здесь уже не как «туристический штамп» или долгожданная экзотика, а как психологический нюанс, штрих характера обитателей этой далёкой от нас страны.
Разрушая таким образом стереотип восприятия Бразилии читателями, для подавляющего большинства которых, думаю, как и для автора этих строк, открытие далёкой страны начинается с открытия первых страниц альбома, фотохудожник ведёт нас тропинками своих личных впечатлений. Такой чисто литературный приём полностью оправдывает себя – ведь он рассказывает нам не только о Бразилии, но и об авторе-сибиряке.
Большие птицы на песке у кромки прибоя, цветы и деревья – то диковинные, с буйными красками, то очень похожие на наши, уральские и сибирские, снова статуя Христа – теперь уже вид с подножия островерхой зелёной горы, и Христос предстаёт словно сошедшим с белого неба, полупрозрачным, неземным…
Путевые заметки на клетчатой «блокнотной» бумаге сопровождают наше путешествие-перелистывание то авторскими впечатлениями, то сведениями из Брокгауза и Ефрона и других источников – в принципе, ненавязчивая свободная информация, своеобразный «путеводитель», в котором, однако, чётко обозначена авторская цель подобных путешествий: «…способ узнать как можно больше о том, как, чем обустраивается наша планета».
Елфимов пишет прямо: «В путешествиях мне интересно находить сходство и различия между Россией и другими странами…», а далее, через несколько страниц, возвращается к этой мысли снова. По его формулировке, в путешествии своеобразными маршрутами «между реальностью и образом (страны – примеч. Н.Я.) перемещались «те, кому важно найти применение своим впечатлениям на родине, узнать, что может пригодиться для воплощения своих планов, помыслов…»
Так вот, композиция альбома, на наш взгляд, чётко прослеживает эту линию – сначала отыскивается сходство, а потом точно подмечаются различия. На странице, где на фоне фактурной мостовой сфотографирован вполне привычный нашему взгляду пожелтевший листок дерева, автор делает заметку о том, что «судьба многих декабристов, позднее сосланных в Сибирь, в том числе и в Тобольск, была некоторым образом связана и с Бразилией».
Мир прекрасно тесен – листка-закладки достаточно, чтобы помимо исторической связи России, Сибири с Бразилией возникло и чувство своеобразной эмоциональной рифмы. Но буквально следом располагается целая серия снимков побережья, и, перелистывая их, мы неизбежно понимаем, какие огромные водные пространства разделяют Россию и Бразилию…
Городские виды с их контрастами старины и модерна, роскоши и нищеты, контраст человеческого мира и мира стихий – вод, гор, ветров, контрасты повседневности и праздника – всё в фотозаметках проступает очевидно, но даже самое несоединимое всегда соединяется в сердце художника, тем более если он – путешественник.
Портреты людей, занятых повседневными делами, так же понятны нам, как и лавочки и лотки с платками, бусами, журналами, и трудно представить, что самый тёплый месяц у них – февраль, плюс двадцать шесть, а самый холодный – июль, плюс двадцать…
А вот ещё одна эмоциональная рифма, соединяющая наши страны: ценность человеческих отношений, родственных и дружеских, так понятная России. Нам не нужно пояснять мелькнувшую в путевых заметках автора привычную для бразильцев поговорку: «Друзьям – всё, врагам – закон».
Подобная мера, соотношение духа и буквы, закона и сердца характерна для народов, по выражению Елфимова, «дружелюбных, весёлых, отзывчивых, гостеприимных и жизнерадостных». Отсюда и рифма с Россией, особенно Сибирью, где эти качества «помогают выживать в условиях политической и экономической сложности в обществе».
К финалу книги возникает ощущение ещё одной точной рифмы: диковинные виды бразильских водопадов, праздник стихий рифмуется с буйством карнавальных красок и эмоций – стихий человеческих. «А в Тобольске уже снег. И скрипят от тяжёлого поздне-осеннего ветра сосны на Панином бугре…» – пишет автор в последних строчках своих путевых заметок. И на последней странице альбома, словно обнимая весь мир раскрытыми руками, снова возникает Иисус, и небо над ним полуоблачно-полупрозрачно, но сам он, снятый против света, кажется, задумчив и опечален…
Как всё-таки мала наша Земля! И как не хватает ей нашего бескорыстного любования и нежного восхищения!
Средиземноморская Мальта, героиня следующего альбома Аркадия Елфимова, словно проступает из прозрачной морской воды, её лёгких бликов – это цветовое решение обложки тоже представляется весьма удачным, сразу создаёт настроение. Но об этом - в следующем номере.