Медиакарта
2:35 | 9 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Женская доля бабы Вали

Женская доля бабы Вали
11:27 | 20 апреля 2011
Источник: Трудовое знамя

Едва открыв калитку миниатюрного домика, сразу же останавливаемся, не смея двинуться дальше. Рыжий пёс, завидя чужих, приняв позу боксёра перед гонгом, тут же известил хозяйку заливистым лаем о том, что во двор пожаловали незваные гости. Не ошибусь, если скажу, что отличительной особенностью людей, живущих в глубинке, является живое, приветливое выражение лица. Хоть к кому здесь подойди – запросто завяжется беседа. Вот и эта встреча не явилась исключением. Добрым словом и тёплой улыбкой встретила и проводила нас в свой обласканный солнцем домик-невеличку Валентина Ивановна Бургутова.

Родилась она в Задонке, любовь к родной деревеньке пронесла через все свои годы. Нынче, в апреле, ей исполнится 80 лет. Возраст очень солидный, тем более для женщины, прожившей жизнь в нелёгких крестьянских хлопотах и заботах.

– В местной церкви меня крестили, а вот младшую сестру Шуру уже в Усове. Порушили к этому времени наш храм. Это сейчас горстка, а тогда народу в Задонке было густо. Земля у нас «золото», а дороги нет. Вот постепенно и разъехался люд кто куда, – начала свой рассказ о житье-бытье баба Валя.

Жизнь в глубинке течёт размеренно. Сын придёт попроведовать, помочь – сразу на душе у матери светлее станет. Раиса из Сладкова приедет – уже целое событие. Односельчанка забежит поговорить, новости сообщить – всё какая-то радость. Жизнь научила старушку ценить эти, с первого взгляда, мелочи, ведь они вносят яркую красочку в однообразную деревенскую действительность.

Давно уже выросли и разлетелись из родного гнезда дети. Ушёл из жизни супруг. Но руки бабы Вали, привыкшие к труду, всегда в движении, находят себе работу по силам, всё что-то моют, убирают, стирают. Видно, трудовая закалка помогает преодолевать многие житейские невзгоды.

– Не дай Бог никому такой закалки, какую наше поколение прошло. Когда мне исполнилось четыре года, умер отец. Пятеро детей мать растила одна. В большой нужде мы жили. Пришло время в школу идти, а на ноги обуть нечего. Родственник мамы привёз из Маслянки старый детский туфель и худой сапожок. Нашёл там, видно, кто-то выбросил. Вот в этом я и пришла в школу. «Сапог да лапоть, выходи балакать», – кричали мне вслед остряки. Им-то – смех, а мне, безотцовщине, – горе. А по вечерам в деревне гармонь играет, песни поют. Так хочется на людей посмотреть! Пойду, ноги грязью вымажу. В темноте как-будто я в сапогах. Надену материн зипунишко и бегом на улицу, – вспоминает Валентина Ивановна свои детские годы.

Начавшаяся война сделала жизнь многодетной семьи ещё тяжелее. Тех, кто помнит далёкое время военного лихолетья, осталось сейчас совсем немного. Цепкая память бабы Вали воссоздаёт для нас картины прошлого. В трудную военную годину в Задонке остались лишь женщины и дети. Именно они и взвалили на свои плечи неподъёмный воз колхозных дел: пахали, сеяли, боронили и веяли. И нашу героиню война поставила в трудовой строй.

– Какая уж там учёба! Взяли меня поваром, варить на бригаду из 20 человек. А на мне даже юбки не было. Рубаха, подвязанная холстинкой – вот вся одежонка. Раз по весне босая рушила лёд, чтобы привезти его на полевой стан и растопить. От холода ноги-то и отнялись. На быках свезли в больницу. Но всё вроде обошлось, вылечили меня, и снова я работать пошла, – рассказывает Валентина Ивановна.

Каждая весна и сейчас ассоциируется у женщины с первыми проталинами, приносящими дополнительные заботы и нелёгкий труд. Разве можно забыть эти, казавшиеся безграничными, колхозные пашни!

– Пахали мы землю на быках, боронили же её на своих коровушках. А наша очень слабенькая была. Идёт по пашне, а хвостик у бедненькой дрожи-и-ит, – смахнув слезу, продолжает своё повествование баба Валя. – От заката в рассвет – два шага. Кажется, что мы и не спали, всё работали и работали. Вот чего словами нельзя передать, так это чувства, охватившие всех в День Победы. Сколько бы ни рассказывали о том, как впервые встретили весть об этом, – всё не то. В жизни, наверное, я не испытывала большей радости, чем тогда. Многие ликовали, некоторые женщины в голос плакали по близким, сложившим головушки на фронтах.

Все надеялись, что конец войны принесёт материальное улучшение жизни. Но ещё долгое время в колхозе люди не знали зарплаты, работали за трудодни, платили с домашнего хозяйства налоги государству.

– В 1957 году в Задонке свет провели, а до этого впотьмах жили. Как исполнилось мне 15 лет, пошла работать на ферму, сначала пояркой, потом дояркой. Так дальше в животноводстве и трудилась, место работы не меняла, – продолжает Валентина Ивановна.

Весьма колоритной оказалась и семейная жизнь нашей героини. Прожить не один год большой семьёй со свекровью и родственниками мужа, стать матерью двум неродным детям – такое не каждой дано.

– Замуж я вышла за овдовевшего Петра Бургутова. Раиса и Нина совсем ещё маленькими были. Как своё мало-мальское жильё у нас появилось, сына Фёдора я родила. В Степном в то время детские ясли работали, в Задонке ничего такого у нас не было. Чуть подрос сын, привяжу его, бывало, на печке, чтобы, шаля, беды не наделал, девочек внизу, на полу, играть оставлю, а сама бегом на ферму. Так и жили потихоньку, выкручивались, как могли. Работали с мужем, детей растили. Всех на ноги подняли. В заботах и хлопотах пролетели годы, – говорит вздыхая Валентина Ивановна.

Вся трудовая жизнь В.И.Бургутовой прошла в местном колхозе. Ветеран труда имеет медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941- 1945гг.» и юбилейные награды в честь празднования Победы. С приходом весны зов предков настойчиво манит бабу Валю на землю. Всё бы глазами она в огороде сделала, да силы уже не те. Время берёт своё.

Встреча с родными – самая большая радость для Валентины Ивановны. В день её юбилея они непременно будут с ней, подарят тёплые слова, согреют сердце улыбкой и нежным взглядом.

 Ольга  Анохина
 Фото Владимира Егорова