Медиакарта
18:58 | 28 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Любите нас, пока мы живы

Клавдия Мироновна Титлянова принадлежит к поколению, пережившему годы Великой Отечественной войны и восстановления разрушенного хозяйства. Два года было Клаве Алексеевой, когда при родах умерла мама, оставив отцу Мирону Евдокимовичу ещё и новорожденного брата.

Недолго отец носил траур по умершей жене – детям нужны были женский догляд да ласка. Однажды ездил к родственникам в деревню Усольцеву в соседнем Голышмановском районе, просватали за вдовца молодую жену. Здесь и осели Алексеевы. Фёкла Фатеевна заменила детям мать.

Названная мать научила Клаву всему, что знала сама, – вязать, вышивать, шить. Клава по тем временам получила хорошее для деревенской девчонки образование — в районном центре окончила школу. А когда началась война, пошла работать в колхоз учётчицей. Василий Титлянов тогда работал трактористом. Он был моложе Клавдии на несколько лет. В армию призвали его уже после того, как над рейхстагом взвился наш советский флаг. Но довелось сибирскому парню участвовать в послевоенных «зачистках» – вооружённые банды долго прятались по лесам. По праву носил потом её муж звание участника войны. Прожили бок о бок супруги Титляновы шестьдесят с лишним лет. Два года живёт баба Клава вдвоём с сыном Василием, а так и не привыкла к мысли, что мужа уже нет.

Сил хватало на всё – работать, воспитывать детей, вести хозяйство. Когда деревня Усольцева перестала существовать на карте района, перебрались Титляновы на центральную усадьбу – в Средние Чирки. Работали в совхозе, дети учились в школе. Шестерых детей вырастили Титляновы, но не обошла стороной их дом беда — скоропостижно ушёл из жизни сын. Пережили супруги горе, поддерживая друг друга, деля любовь на остальных. Сейчас дети Альбина и Владимир живут в Средних Чирках, Надежда – в Сургуте, старший сын – в Армизоне. Баба Клава радуется:

Ой, эти-то, деревенские, каждый день приходят, утром навестят, вечером. Чаю попьём, поговорим. Хозяйство мы давно не держим, муж как захворал, так и убрали скотину со двора. Сейчас Володя молоко нам носит.

Так и проходят дни бабы Клавы – от гостей до гостей. Совсем недавно домик Титляновых преобразился — вместо старых обветшавших окон появились новенькие деревянные стеклопакеты – дети постарались. В горнице стало светлее. Любит Клавдия Мироновна сесть у окна со спицами в руках. Вяжет, как в молодые годы. Правда, сейчас нескоро продвигается работа – руки уже не те, но за зиму покрывало да несколько пар настольников (вязаная скатерть на стол) смастерит. Красота! В магазине покупает цветную пряжу, комбинирует яркие цвета. «Вяжу-вяжу, ребятишки понаедут – раздарю». Любые кружева свяжет, любой узор может перенять, стоит только посмотреть.

В народе говорят: «Молодость ушла – не простилась, старость пришла – не поздоровалась». Клавдии Мироновне порой тоже кажется, что жизнь пролетела быстро, как фотохроника в деревенском клубе, куда они с Василием молодыми ходили смотреть новые фильмы. Но на судьбу не жалуется – жили в те годы, как многие в деревне, скромно и честно. В старости уже и здоровья былого нет, и силы подводят. Но старикам спокойно встречать старость, когда чувствуется любовь и внимание детей, когда они приезжают издалека и, обнимая, говорят: «Мама, здравствуй!». В этом смысле Клавдия Мироновна – счастливый человек.

Любовь Алексеева

Фото Екатерины Кадочниковой