Медиакарта
4:56 | 20 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Полярный Урал начинается в Нижней Тавде?

экспедиция

Мегапроект «Урал промышленный – Урал Полярный» реализуется. В первую очередь руководству корпорации необходимо решать вопросы инфраструктуры. В интервью «Российской газете» заместитель полномочного представителя президента в Уральском федеральном округе Александр Белецкий заявил: «Нам нужно изменить горизонты планирования – думать не просто об окупаемости самого проекта, но и о том, какой синергетический эффект даст строительство дороги. Такие проекты окружного масштаба позволяют менять угол зрения: когда ты глава муниципального района, это одно мировоззрение, региона – другое. Видение уровня федерального округа позволяет сделать процессы более осмысленными, в том числе процессы кооперации, которые позволяют получить наибольший экономический эффект».


цитата

«Мы, тюменцы, особые перспективы связываем со строительством автомобильной дороги Тюмень – Агириш – Салехард. Эта трасса по кратчайшему пути свяжет промышленный Урал с месторождениями полезных ископаемых Полярного Урала, перспективной зоной нефтегазодобычи, обеспечит выход к Северному морскому пути, а в дальнейшем к Норильску.

Тюмень станет логистическим центром, который свяжет «Большую землю» с отдаленными территориями. Продукция тюменских предприятий будет поставляться на Север, вырастет количество студентов, поступающих в тюменские вузы, удобная транспортная схема позволит ямальцам чаще бывать в Тюмени».

Владимир ЯКУШЕВ, губернатор Тюменской области


Строительство железной дороги Салехард – Надым начнется уже в этом году. Следующий путь – дорога по восточному склону Уральских гор. А вот о строительстве параллельной автомобильной дороги как-то умалчивается. А между тем важность ее велика. Речь идет о так называемом «малогабаритном» завозе. Дело в том, что машиностроительное оборудование малых размеров, продукты питания, особенно скоропортящиеся, проще и дешевле доставлять автотранспортом.

Первый этап строительства этой дороги («западный путь», так как пройдет он по западу Тюменской области) начался. Речь идет о дороге Тюмень – Нижняя Тавда – Междуреченский. Несколько лет назад по программе «Сотрудничество» был построен мост через реку Тавду. Тюменские дорожники также начали расширять дорогу между областным центром и Нижней Тавдой и строить трассу от моста. Югорские дорожники заготавливают песок, так как им достался самый трудный участок: проход через Куминские болота, где предстоит на некоторых участках вынимать торф глубиной до девяти метров.

Однако из-за кризиса строительство дороги приостановлено. Хотя зимой уже третий год подряд дорога «живет». Как показала практика, зимник оказался очень востребованным.

В этом воочию убедились и мы. Журналисты газеты «Тюменская область сегодня» совместно с коллегами из нижнетавдинской районной газеты «Светлый путь» совершили экспедицию к соседям из Ханты-Мансийского округа, проехав на внедорожниках по зимнику.

Куда потечет молочная река?

Первой остановкой на пути стала администрация Нижнетавдинского муниципального района. Нас принял его глава Зуфар Ахтариев.

– Для нас эта дорога не только будущая, она настоящая! – заявил он. – Строительство трассы началось несколько неожиданно. Скажи лет десять назад, что через Тавду пойдет дорога на Север, никто бы не поверил. Отрадно, что первыми пользу от проекта «Урал промышленный – Урал Полярный» получили нижнетавдинцы. У жителей двух заречных муниципальных образований, Антипинского и Миассовского, появилась круглогодичная связь с «Большой землей».

– Только ли в этом вы видите пользу?

– На территории района есть участки, определенные для поиска углеводородного сырья, но к ним нужны подъезды. Дорога поможет добраться в глушь. Кроме того, любая построенная автомобильная трасса требует придорожной инфраструктуры: это сеть автозаправок, кафе, магазины, одним словом, в результате сдачи в эксплуатацию новой трассы появятся новые рабочие места. А еще дорога позволит связать северные территории Тюменской области с южными. Станет возможным обмен ресурсами и товарами. Все это приведет к оживлению экономики.

– Что можно возить на Север непосредственно из вашего района?

– Сегодня нижнетавдинские крестьяне производят молока гораздо больше, чем способен переработать наш молокозавод. В настоящее время идет строительство новой мощной современной линии, которая будет перерабатывать 100 тонн молока в сутки. Осенью этого года она начнет работать, а к 2012 году полностью загрузим ее сырьем. Мегаферма в селе Киндер вскоре выйдет на проектную мощность. В ней будет размещаться 1200 коров. В прошлом году скот голштинофризской породы был завезен из Венгрии, он хорошо перезимовал, получен приплод. В 2009 году в это время в районе производилось 40 тонн молока в сутки, благодаря киндеровскому комплексу в 2010 году получаем уже 57 тонн, объем производимого молока увеличивается. Где найти рынок сбыта для такого объема молочной продукции? Вывод однозначен: на Севере! Развивается у нас и мясное направление. Увеличивается поголовье свиней, в селе Ивашкино строится овцеводческий комплекс на 3000 голов.

Необходимо отметить, что в выигрыше окажутся не только тавдинские крестьяне. Губернатор области Владимир Якушев уже обращал внимание на то, что интенсивное развитие агропромышленного комплекса может привести к перепроизводству, что может повлечь за собой снижение цен на сельхозпродукцию. Если же будет западная дорога на Север, то у аграриев появится обширный рынок сбыта.

Забытая территория

В обед пересекли мост через реку Тавду. За серой завесой снега еле различаются дальние леса. Что нас ждет в пути? Какие люди встретятся на перекрестках дорог?

Через 23 километра экспедиционная группа ощутила первые признаки бездорожья. Начался зимник. Диктор радио сообщила, что всю неделю будет идти сильный снегопад. Подумалось, а не авантюра ли наша затея? Где-нибудь застрянем и добавим забот МЧС.

До Междуреченского 200 верст. Едем по неровной, еле различимой поверхности, чувствуя, как цивилизация отступает, отдаляется с каждым километром: вот исчезли линии электропередачи, стали реже попадаться дорожные знаки, и связь пропала, индикатор на сотовом телефоне уныло показывает единственную черточку.

Деревня Вершина. Здесь живут татары и чуваши. Дома тесно прижались друг к другу, как будто испугавшись окружающего пустого пространства. Раньше здесь зеленело, волновалось и шумело пшеничное море, сейчас все заброшено, поля заросли молодым тонкоствольным березняком, через который не перейти, не переехать, разве что перелететь можно. А так хочется, чтобы вновь наливалась соком и вызревала пшеница, колосилась рожь, клонился до земли овес. Безусловно, дорога вернет к жизни эти забытые места.

Следуя законам природы

Зимник начинается за Вершиной, проходит по обширным торфяным болотам, на которых есть возвышенные участки, называемые «островами». Белая дорога петляет мимо островов, ощущаем себя членами команды Христофора Колумба, первооткрывателями, забредшими на своих каравеллах в неведомую лазурную даль, на край океана. Только вместо соленых брызг и пряных ароматов ветер бросает на лобовое стекло автомобиля горсти снега.

Опасения по поводу опасности зимника были обоснованными. Как-то приходилось зимой побывать в тобольском заболотье, в селе Ачиры. Тогда так же начался буран и при возвращении назад пришлось долго и упорно откапываться. Вместо двух часов до Тобольска мы добирались двенадцать...

Но страх скоро ушел. Навстречу то и дело попадались легковушки с северными номерами, иногда машины шли сплошняком. Позже мы увидели дорожную технику, своевременно разгребающую небольшие снежные заносы. Вдалеке показалась деревня Кускургуль. Решили сделать небольшую остановку. Наш фотокорреспондент Валерий Бычков не переставал щелкать затвором камеры, живописных картинок было предостаточно. – Как-то на осушенном болоте посеяли овес, – неожиданно подает голос Михаил Князев, – мякина вымахала высотой в полтора мет-ра, а зерна-то почти нет! Мы порой грубо вмешиваемся в природу, пытаемся повернуть реки вспять, и у нас ничего не получается, потому что нужно следовать ее вековечным законам. Если болото – собирай клюкву, если лес – руби дрова.

И он снова умолкает, глядя вдаль и размышляя о чем-то. Что даст местным жителям новая дорога? Опять возвращаюсь к мысли, что трасса оживит экономику деревни, предприимчивые люди наладят кооперационные связи с «Большой землей», кускургульская клюква заполонит рынки Тюмени. Но не все так однозначно...

Кстати, когда заговорили о реализации мегапроекта, было много вопросов со стороны экологов. Не разрушит ли вероломная цивилизация хрупкое равновесие между природой и человеком, устоит ли скромный таежный труженик перед соблазнами сверкающего и жестокого мира, не выгребут ли ухабистые дельцы, глухие к пению птиц и шуму кедров, природные богатства окрестных мест? Время покажет…

Продолжение следует.

Владислав ЗАХАРОВ, Сергей ГУБАРЕВ

Автор фото |Валерий Бычков