Медиакарта
21:56 | 8 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Счастье солдата Ивана Глухарева

В семнадцать лет Иван Глухарев стал учителем начальных классов. Год обучал ламенских мальчишек и девчонок грамоте, а потом друзья на смех подняли – мол, парень, а с детьми возишься, айда лучше с нами на тракторах да комбайнах работать. После отпуска Иван не вернулся в школу. В то время – шёл 1939 год – такой поступок мог для него большой бедой обернуться. Но благодаря заступничеству заведующей РОНО, в своё время она была учительницей Ивана в начальных классах, всё обошлось.

На новом поприще Ивана Глухарева сначала назначили помощником штурвального на комбайне. Нелёгкой была та работа.

Как забьёт барабан соломой – лезешь туда и долотом или зубилом отбиваешь плотно закрученные жгуты слой за слоем. Колючая пыль во все стороны летит. Нахватаешься её, аж в лёгких саднит, – вспоминает сегодня те времена Иван Петрович Глухарев. Сейчас он живёт в посёлке Голышманово.

И всё же техника Ивану понравилась, всё допытывался, как устроены и действуют машины. Эту любознательность заметили и отправили парня в Ишимскую школу механизации. Только Иван её закончил – война началась. На фронт его не взяли, а определили в женскую тракторную бригаду. Управлять техникой вчерашние девчонки быстро научились, а вот устранить поломки, которые в силу неопытности штурвальных случались часто, в первую военную страду могла далеко не каждая девушка. Иван помогал приводить тракторы и комбайны в порядок. В страду, бывало, сутками не спал: свою смену отработает, а во вторую помогает девчатам с ремонтом. А если и удастся прилечь на минутку – так тут же разбудят: «Вань, выручай, трактор завести не можем!». Рукоятки у «Универсалов» тяжело проворачивались, девчонкам не хватало сил заставить заурчать двигатель.

Механизатором районной МТС Иван Глухарев работал до осени 1943 года. Незадолго до окончания уборочной ему пришла повестка с приказанием срочно явиться в военкомат. На шулындинских полях Иван передал свой комбайн уволенному в запас фронтовику, быстро собрал вещи – чашку, ложку, бельё, мешочек с сухарями – и отправился в райцентр, а оттуда вместе с ещё двумя призывниками — на фронт. Но на передовую он попал только через год, в Омске голышмановских парней как грамотных и знающих технику перенаправили в Ленинск-Кузнецкое пулемётное училище Кемеровской области.

Воевать младшему лейтенанту Ивану Глухареву довелось на Втором Белорусском фронте под командованием маршала Константина Константиновича Рокоссовского. Во многих сражениях побывал сибиряк, но наиболее ярко в памяти сохранился последний бой. Вот как Иван Петрович Глухарев рассказал о нём:

В апреле сорок четвёртого наш полк шёл берегом Балтийского моря. Я тогда уже взводом командовал, в нём из техники три пулемёта на колёсах было. Был дан приказ – взять один из островов. Враг там крепко обосновался. На этом острове под землёй оружие делали, вот нам и нужно было уничтожить этот завод. Мы остановились в лесочке на берегу моря, остров почти напротив был. Стали готовиться к наступлению: по ночам рыли окопы, строили укрепления, налаживали понтонную переправу. В бой пошли то ли третьего, то ли четвёртого мая. Утром чуть забрезжило – стали по понтонам на остров перебираться. Враг обнаружил нас, обстрел начал, да так, что мы и головы поднять не могли. Его ещё с моря корабли поддержали. В воздухе сплошной гул от канонады стоял. А перед атакой к нам на подмогу должны были автоматчики прибыть. Меня с солдатом отправили узнать, прошли они переправу или нет. К переправе можно было подойти двумя путями, мы отправились напрямик, через небольшую деревушку в несколько домов. Только спустились с высоты, смотрим – навстречу повозка едет. Селяне что-то перевозили. И вдруг снаряд как ударит в повозку! Людей и коней, словно пушинки, по сторонам разнесло. Мы аж присели со страху – чуть пораньше бы спустились с высотки и тоже бы в воздух взлетели. Отдышались чуть и дальше на переправу побежали. Там узнали, что автоматчики только что на остров перебрались. Обратно шли докладывать начальству, уж всё кругом горело от взрывов. Только прибыл в свой взвод — пошли в наступление. Бой сутки длился. Жутко было. Народу много гибло. Перед траншеей стоял с двумя однополчанами, снаряд рядом разорвался — осколками одного убило, второго сильно ранило, а меня как-то обошло. На следующее утро после наступления к нам на помощь подошла артиллерия и давай громить вражеские корабли, они нам продвинуться вперёд не давали. Мы снова в атаку бросились. Под прикрытием артиллеристов смогли освободить остров. А там столько нашей молодёжи! Оказалось, на подземном заводе пленные работали.

Здесь же, на острове, Иван Глухарев вместе с однополчанами узнал об окончании войны. За последний бой ему было присвоено звание лейтенанта. Домой Иван вернулся в декабре 1945 года, а через полгода живым и невредимым встретил с фронта своего отца, Петра Андреевича.

– Отец воевал с сорок второго года. Зенитчиком был. Дошёл до Австрии, Победу в Вене праздновал. Мы с ним всю войну переписывались, рассказывали друг другу обо всём, что случалось. Младшего брата Анатолия призвали в сорок четвёртом, он воевал на Востоке с японцами. На удивление ни отца, ни меня, ни брата на фронте не ранило. Может, от того, что росточком мы небольшие, пули и пролетали сверху. Или счастье такое наше было – без единой царапины всем домой вернуться, – улыбается Иван Петрович.

Вот так Иван Петрович Глухарев за четыре военных года успел и в тылу поработать, и в боях с фашистскими захватчиками поучаствовать. Сейчас ему 89 лет. У него пять детей, восемь внуков и семь правнуков. Иван Петрович говорит, что родные — его отрада и главное богатство. И очень радуется тому, что в сентябре у него появится ещё один правнук. Продолжается род солдата.

Анастасия Дембицкая

Фото Екатерины Кадочниковой