Медиакарта
4:27 | 25 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Будьте бережливы в отношении к народу


цитата

Мною рекомендовано духовенству епархии принять живейшее участие в деле развития товарищеских кредитных учреждений в Тобольской губернии и при том не только в лице своих отдельных представителей, но и привлечь по возможности к этому делу существующие церковно-приходские организации, то есть приходские попечительства и советы.

Антоний, епископ Тобольский и Сибирский


кстати

Ростовщичество – это предоставление денег в долг кредитором заемщику под высокие проценты. По законам Российской империи, с 1893 года за предоставление денег в долг с «ростом» более 12 процентов годовых ростовщику грозило наказание в виде лишения свободы на срок от 2 месяцев до 1 года 4 месяцев. Тех, кого уличали в занятии ростовщичеством как единственном виде промысла, могли отправить в ссылку.


досье

Епископ Тобольский и Сибирский Антоний (Александр Николаевич Каржавин) родился 15 мая 1858 года в семье статского советника в Вологодской губернии. Высшее богословское образование получил в Московской духовной академии.

После окончания академии в 1880 году со степенью кандидата богословия был назначен преподавателем в Тамбовскую духовную семинарию. Через восемь лет по указу Святого синода стал инспектором Московской духовной академии.

4 октября 1897 года призван на епархиальную кафедру в Тобольск епископом Тобольским и Сибирским.

В 1910 году был перемещен из холодной Сибири на Тверскую кафедру.

О борьбе Православной церкви против ростовщичества в Тобольской губернии


В сентябре 2011 года исполняется 100 лет со дня трагической гибели известного российского государственного деятеля и реформатора Петра Столыпина, а в 2012 году – 150 лет со дня его рождения. В заявленном проекте предлагается серия статей с иллюстрациями о переселенческом движении, развитии сельского хозяйства, мелкого кредита (в первую очередь кредитных кооперативов) и др. Первоисточниками для статей послужат не только опубликованные в дореволюционный период материалы (большая часть которых в настоящее время является библиографической редкостью), но и собственные авторские исследования в архивах Санкт-Петербурга, Томска, Тюмени, Тобольска, Кургана. Представляем первый материал – об участии Русской православной церкви в развитии кредитных кооперативов в эпоху Петра Столыпина. Автор проекта – руководитель некоммерческого партнерства «Тюмень. Сквозь глубину веков…», кандидат экономических наук Александр Вычугжанин.

————-

Ростовщиков (людей, предоставляющих деньги в долг под высокие проценты) на Руси называли презрительными кличками: «христопродавцы», «гиены немилосердные», «кулаки», «процентщики». Не случайно появилась и пословица: «Ростовщики на том свете каленые пятаки голыми руками считают».

Представители Русской православной церкви, хорошо знавшие нужды народа, в своих проповедях обличали это зло и понимали значение правильно организованного кредита как для потребительских целей, так и для производственных. От ростовщичества, насколько распространенного в Тобольской губернии в конце XIX – начале XX в. (как и по всей России), настолько же и ненаказуемого, несмотря на наличие карательных мер в законе, страдало как городское, так, в особенности, сельское население.

В местной дореволюционной периодике за 1893 год нам удалось обнаружить статью, где рассказывается о попытке сельского священника организовать доступный кредит для крестьян своего села. Действия его объективно направлены против сельских ростовщиков, и с большой долей достоверности можно предположить, что священник нажил себе неприятности.

Закон 1904 года признал мелкий кредит «делом государственной важности как один из способов улучшения народного благосостояния». В обществе это стало восприниматься не дежурной декларацией правительства, а реальной возможностью оказать содействие сельскому труженику, в то время составлявшему большинство населения России. 11 октября 1904 года под председательством министра финансов Владимира Коковцова состоялось первое заседание центрального комитета по мелкому кредиту. В своей речи глава ведомства дал наказ вновь созданному управлению «с напряжением следить за требованиями, предъявляемыми различными группами населения, чутко прислушиваться к биению пульса экономической жизни его, чтобы направлять свою деятельность туда, где содействие его наиболее нужно».

Для правительства становилась очевидной необходимость привлечения как можно более широкого круга культурных сил к организации народного кредита. Но таких сил на селе было не так много, и в этой ситуации понятна озабоченность министра об отмене запрета на участие священников в работе кредитных кооперативов. В правительстве Петра Столыпина Владимир Коковцов считался наиболее сильной фигурой, но и он понимал, что одними административными мерами успеха в деле развития кредитной кооперации не добьешься, чему подтверждением служила сорокалетняя практика ее внедрения в России.

Судя по некоторым статьям в печати, первое обращение министра финансов в Святейший синод с просьбой разрешить участие священнослужителей в учреждениях мелкого кредита было сделано в период 1904–1906 гг. Активное участие в его подготовке принимал управляющий делами мелкого кредита Лев Биркин (управление создано в 1904 году как структура Государственного банка, и Биркин стал его первым руководителем). Как и Коковцов, он закончил Царскосельский лицей, до назначения на должность управляющего по делам мелкого кредита являлся товарищем (заместителем управляющего) в Государственном банке.

Но обращение в Синод закончилось неудачей. В необходимости отмены запрета на участие представителей Церкви в развитии кредитной кооперации Синод удалось убедить лишь со второй попытки, и указом от 13 января 1909 года Синод «признал возможным допустить священнослужителей к участию в товарищеских учреждениях мелкого кредита (кредитных и ссудо-сберегательных товариществах) не только на правах членов и попечителей их, но и членов правлений и советов.

Осенью 1909 года Владимир Коковцов обратился с письмом во все епархии Российской империи с просьбой оказать содействие в организации работы кредитных кооперативов на селе.

В обращении к епископу Тобольскому и Сибирскому Антонию он, в частности, писал следующее: «…Благосостояние населения и духовное, и нравственное развитие его находятся в столь тесном взаимодействии, что меры, направленные к улучшению материального быта его, несомненно облегчат пути и способы к поднятию умственного и нравственного уровня его и обратно – распространение знаний и укрепление начал христианской нравственности косвенно содействуют сбережению и накоплению богатства. …Православное духовенство могло бы проявить свое благотворное влияние в этой области как в лице отдельных представителей своих, так и в составе существующих церковно-приходских организаций, приходских попечительств и советов…

Кредитное учреждение – конечно не благотворительное учреждение; мало того, было бы пагубно для него самого, если бы оно вступило на крайне ошибочный путь благотворительного кредита. Но необходимо иметь в виду, что именно учреждения мелкого кредита не ищут только богатого и сильного; они должны стараться помочь всякому добросовестному труженику, как бы он беден ни был, в возможно более плодотворном приложении своего труда и дать ему возможность собственными силами выбиться из нужды, стать самостоятельным хозяином и не нуждаться в благотворительности. С этой точки зрения учреждения мелкого кредита точно так же – казалось бы – должны быть близки церковно-приходским организациям по задачам и конечным целям своим».

…Совершенно очевидна в письме главы могущественного финансового ведомства заинтересованность в привлечении сил Церкви к организации кредитных кооперативов, а с другой стороны – тревога, все ли получится в столь масштабном деле, учитывая огромные размеры страны. Рискну предположить, что был еще один серьезный повод для тревоги у министра, о котором в подобном письме он бы никогда не сказал. Известно многовековое и, надо заметить, обоснованное недоверие крестьян ко всему, что исходило от власти. Автоматически это недоверие распространялось и на такое благое дело, как организация учреждений мелкого кредита. Министр финансов прекрасно понимал, что на селе (а именно для крестьян в первую очередь были задуманы кредитные кооперативы) только одна сила в состоянии справиться с этим недоверием – Православная церковь.

Владыко Антоний с пониманием отнесся к просьбе министра финансов. В ответном письме он, в частности, сообщал: «Мною рекомендовано духовенству епархии принять живейшее участие в деле развития товарищеских кредитных учреждений в Тобольской губернии и при том не только в лице своих отдельных представителей, но и привлечь по возможности к этому делу существующие церковно-приходские организации, то есть приходские попечительства и советы».

Судя по отметкам синим карандашом на письме владыки, его меры вызвали полное одобрение министра финансов. Владыка активно взаимодействовал по вопросам организации доступного кредита для населения губернии с Тобольским отделением Государственного банка.

Тобольская духовная консистория объявила духовенству епархии, что его участие в товарищеских кредитных учреждениях не только «позволительно, но и желательно, так как содействуя улучшению экономического положения прихожан, оно тем самым может влиять на улучшение умственного и нравственного их состояния».

Священникам активное содействие оказывали служащие Тюменского и Тобольского отделений Государственного банка – инспекторы мелкого кредита, которые снабжали представителей духовенства, работавших в товариществах, необходимой литературой, оказывали им методическую помощь, участвовали в работе собраний.

Отчеты инспекторов мелкого кредита свидетельствуют, что там, где эту работу возглавляли священники, кооперативы не ограничивались только успешной производственной деятельностью, но и вели культурно-просветительскую работу.

Даже в смутное время 1917–1918 гг. священники не утратили авторитет среди активистов кооперативного движения. Продолжали участвовать в кооперативных мероприятиях священники – представитель Антипинского кредитного товарищества Протопопов, Мальковского – Троицкий. священник Алексей Протопопов был даже избран в члены правления Тюменского союза кредитных и ссудо-сберегательных товариществ, а в поверочный совет Тюменского союза кредитных и ссудо-сберегательных товариществ был избран священник отец Кронид Олерский.

Вся имеющаяся в нашем распоряжении информация позволяет с уверенностью утверждать, что представители Православной церкви в Тобольской губернии, как и в целом по России, были настоящими подвижниками в деле организации доступного кредита для народа.

Автор статьи: Александр ВЫЧУГЖАНИН

рубрика: Петр Столыпин и Западная Сибирь