Медиакарта
0:18 | 22 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Цена депутатского мандата

На прошедших в ок-тябре 2010 года выборах в Тобольскую городскую Думу директор медицинского колледжа им. В. Сол-датова Татьяна Тулякова вновь избрана депутатом по избирательному округу № 14. Сегодня она рассказывает о своей работе в представительном органе власти и планах на ближайшие пять лет.

– Татьяна Ивановна, Вы в городской Думе третий созыв. Помните ли, почему десять лет назад, будучи уже успешным руководителем, решили прибавить себе забот и пойти в политику?

– Одним из главных побуждений было желание сделать большее, чем я могу в должности руководителя училища. Чтобы двигаться вперёд, нужно постоянно совершенствовать свои знания, в том числе правовые. А жизнь наша – она многогранная, и надо смотреть на неё со всех сторон, в том числе с точки зрения рядовых тоболяков, помогать им в различных житейских вопросах. Я чувствовала в себе ответственность и опыт и сделала этот шаг.

– Вы трижды участвовали в выборах. Вам есть что сравнивать. Чем, на Ваш взгляд, отличаются все эти выборные кампании?

– Всякий следующий раз всегда избираться труднее, люди уже анализируют результаты твоей депутатской работы, сопоставляют их с заявленной ранее предвыборной программой. Самые первые выборы для меня были окрашены в «романтические» цвета, во мне было больше оптимизма. В этот депутатский созыв мне предстояло узнать проблемы избирательного округа, сформировать общественный актив. Вторые выборы принесли мне осознание важности построения правильного диалога между органами власти и избирателями. Только в этом случае можно грамотно решать все возникающие в городе проблемы. А третьи выборы стали, наверное, самыми жёсткими в практике формирования Тобольской городской Думы: невысокая явка избирателей, многообразие числа кандидатов-самовыдвиженцев и представителей оппозиционных сил, проведение партийного «праймериза» для кандидатов в депутаты от «Единой России». Но от этого, на мой взгляд, кратно повысилась цена депутатского мандата.

– Какие особенности городской Думы V созыва можете отметить? С точки зрения собственного опыта, каким должен быть тобольский депутат?

– Безусловным отличием нынешнего депутатского корпуса стала его многопартийность. Появление в списочном составе Думы наряду с депутатами-«единороссами» представителей партий «Справедливая Россия» и КПРФ можно расценивать как проявление демократии, к чему призывают первые лица государства. К другим особенностям я бы отнесла широкий диапазон депутатских возрастов – от 30 до 70 лет, различный уровень профессиональной подготовки народных избранников, есть депутат с начальным профобразованием и кандидаты наук. К сожалению, среди депутатов мало представителей женщин, только 4 из 25 человек. На мой взгляд, в настоящее время Дума не обрела ещё своей истинной коллегиальности, которая должна быть присуща такому важному органу местного самоуправления. По большому счёту, каждый депутат работает пока сам на себя, в интересах своих избирателей. Предполагаю, что ситуация вскоре изменится, новые люди, пришедшие в Думу, научатся понимать и слушать друг друга, будет больше пользы.

– Татьяна Ивановна, и всё-таки местное самоуправление существует в реальности или в Тобольске оно формально?

– Этой истины я оспаривать не могу по той причине, что существование данного института народовластия прописано в Конституции Российской Федерации, его нормативная правовая база определена ФЗ № 131 «Об основных принципах организации местного самоуправления в РФ». Также в нашем государстве есть глубокое понимание того, что как раз местное самоуправление представляет интересы населения, где бы то ни проживало. Другое дело, как мне кажется, ещё нечётко разграничены полномочия между органами управления всех уровней. Последние годы мы проходили нелёгкий процесс разграничения полномочий, предписанный федеральным законодательством. К сожалению, очень многие вопросы до сих пор остаются открытыми, и в этой сфере российским законодателям предстоит ещё немало работы. Также позиции местного самоуправления ослаблены в виду того, что не хватает денег для решения вопросов своей компетенции. Если территория в большей мере живёт за счёт дотационных средств, которые направляются «сверху», то в результате, оценивая уровень самодостаточности Тобольска, мы имеем то, что имеем. С одной стороны, это ярко выраженное построение вертикали власти, которое продиктовано реалиями общественно-политической жизни в стране. С другой стороны – в Тобольске сформированы должным образом органы местного самоуправления, сложился активный сектор городской экономики, однако собственных средств для реализации полномочий в вопросах местного ведения крайне недостаточно.

– Работа депутата для Вас интересна так же как профессиональная деятельность?

– Я считаю, что эти направления моей деятельности имеют общие точки соприкосновения, более того – они дополняют друг друга. Посмотрите, в городской Думе я уже долгое время курирую вопросы здравоохранения. И сегодня, покинув пост председателя постоянной комиссии по социальным вопросам, я работаю в этом же думском органе и держу на контроле отраслевые проблемы. В компетенции нашей комиссии присутствуют вопросы образования, что для меня важно с позиции руководителя учебного заведения. Понимая, что моя депутатская деятельность на виду у студентов и коллектива медколледжа, мне далеко не безразлична их оценка. Сегодняшние студенты вообще народ прямолинейный в суждениях и поступках, они современные люди и могут своими действиями реагировать на решения органов власти. Поэтому представителям властных структур надо быть всегда предельно честными перед населением города, уметь объяснить любое принятое решение.

– Как Вы считаете: для депутата важнее нормотворческая работа или выполнение наказов?

– Думаю, так вопрос нельзя ставить – что важно, что второстепенно. Депутат обязан заниматься и тем, и другим, тут всё важно. Главной депутатской функцией для меня всегда оставалась работа со своими избирателями. Это основа основ, потому что здесь лежат истоки нормотворческих дел, которые Дума вершит в интересах населения города, и работы по выполнению наказов. В любом обществе на первом плане должен находиться человек с его заботами, бедами и чаяниями. Если мы пишем нормативные и правовые документы, то как без общения с избирателями, не признавая точку зрения простых людей, незащищённых категорий граждан, пенсионеров, можно вложить в документ правильный смысл? Любой документ, принимаемый городской Думой, должен быть понятным для избирателя. К сожалению, на мой взгляд, сегодня в представительном органе власти недостаточно практикуется продуктивная форма работы. Это когда вопрос, детально рассмотренный депутатской комиссией, принимается Думой без обсуждения. С позиции экономии времени такая мера – да, оправданна. Но ведь состав комиссии – это максимум 5-7 депутатов, не больше. Можно доверять компетенции и профессионализму своих коллег, рекомендовавших то или иное решение по данному вопросу. Но как быть депутату, тем более новичку, ещё только постигающему азы городского хозяйства, муниципальных отраслей? Да и любому другому депутату тоже непозволительно иметь информационные пробелы в том или ином вопросе. А ведь фактически два десятка депутатов в результате быстрого голосования на заседании Думы уходят без внятного понимания текущей ситуации, что в интересах своих избирателей выглядит досадным промахом.

– Какие принципиально важные проблемы избирательного округа Вам предстоит решать в этом созыве?

– Избирательный округ № 14 интересен своей территорией. За время прошлого думского созыва он подрос за счёт новостройки жилого массива в 7 микрорайоне (напротив автовокзала). И вмес-те с тем нет ощущения, что жители округа воспринимают своё местожительство единой общей территорией. Вот над этим будет работать общественный актив, естественно, добиваясь благо-устройства новых дворов и площадок, не забывая и про «обжитые» места, где необходимо выполнить ремонт внутримикрорайонных дорог и пешеходных тротуаров, устройство автопарковок, строительство детских игровых площадок, установку ограждения школы № 7, капитальный ремонт школ №№ 7 и 10, продолжить ремонт жилого фонда.

– С какими трудностями приходится сталкиваться, и есть ли неразрешённые проблемы на округе со времени прошлых созывов?

– Я считаю, что жители избирательного округа обладают высокой степенью гражданской активности, от этого легче в работе и депутату и совету общественности. Поэтому многие проблемы мы решаем в рабочем режиме, встречаясь с руководством управляющей компании ООО «Жилсервис» (А.А.  Нигматулин), представителями Тобольской администрации. Если говорить о «болевых точках» округа, то в первую очередь следует назвать экстремальный пешеходный перешеек на границе 6 и 7 микрорайонов, который, видимо, уйдёт в историю только с окончательным завершением благоустройства территории. Сегодня мы бьёмся над проблемой «занулёванных» квартир, когда без регистрации в них проживают некие граждане: не происходит оплаты коммунальных услуг, а все затраты с использованием воды и тепла распределяются между добросовестными жильцами. Собственники жилья намерены брать ситуацию в свои руки, подключать работников управляющей компании и участкового и выявлять таких «нелегальных» жителей. Я всегда поддержу инициативных избирателей, которым небезразлична судьба своих дворов и жилых домов, как того предписывает Жилищный кодекс РФ. Но меня зачастую ставят в тупик отдельные жалобы граждан, когда поднимается проблема, связанная с содержанием жилого фонда, а ответственность за её решение заявитель перекладывает на депутата. Нельзя же так! Наверное, нужно понимать, что в условиях нового времени хозяином дома является собрание собственников жилья.

– Над чем сегодня работает городская Дума и лично депутат Тулякова?

– Дума работает в соответствии с ежегодным рабочим планом и документом перспективного развития муниципального образования. Плановые вопросы касаются как формирования нормативной и правовой базы городского округа, так и развития всех отраслей муниципалитета. У Тобольской городской Думы есть стремление к новому, стремление к постоянной дополнительной информации, к изучению какого-то передового опыта, изучению проблем, которые существуют в городе, и как они решаются в других городах региона и за его пределами. Некоторым результатом можно считать принятие большого количества муниципальных целевых программ, они профинансированы в меру возможностей областного и местного бюджета, а их выполнение находится под контролем городской Думы. Было бы просто идеальным с точки зрения самодостаточности местного самоуправления, если все те программы, что приняты к исполнению, имели бы достаточную финансовую основу, причём за счёт средств муниципальной казны. Что касается моей думской деятельности – вхожу в состав постоянной комиссии по правовому обеспечению местного самоуправления и молодёжной политике, являюсь заместителем председателя комиссии по социальным вопросам, участвую в работе комиссии по жизнеобеспечению и городскому хозяйству, возглавляю городской политклуб партии «Единая Россия».

– Как Вы относитесь к идее выбирать депутатов в местные органы власти по партийным спискам? Такой подход в формировании городской Думы ожидается в 2015 году.

– Честно скажу, я не сторонница принятия такой системы выборов на местном уровне. Во-первых, планируется сократить наполовину числа депутатов по одномандатным округам, а значит, произойдёт неизбежное укрупнение территорий избирательных округов. Во-вторых, депутат, избранный по партийному списку, фактически не будет нести персональную ответственность за результаты исполнения наказа конкретного избирателя. Он всегда сможет сказать: «В Думу меня направила партия, а не избиратель такого-то округа». Существующий ныне подход мне кажется более демократичным и понятным для населения.

– У Вас есть общественная приёмная депутата?

– Да, в здании общеобразовательной школы № 7 в 7 микрорайоне. Во второй понедельник месяца я жду своих избирателей с 18.00 до 20.00 часов. Контактный телефон 24-66-20.

Беседовал Юрий Шулинин