Мне хочется рассказать об исторической судьбе храма в селе Червишево.
Может быть, кому-то эта деревянная церковь покажется, простой, без
особых архитектурных изысков.
Этот сельский храм не является особо привлекательным объектом для
туристического внимания. Но он славен людьми, которые в разные годы, в
разные столетия были связаны с этой святыней, составляли и составляют
ныне гордость России. Это благотворители и строители храма.
В конце 80 годов XIX века крестьянин села Червишево Косьма Андреевич
Фугаев решил построить церковь. Деньги для этого он скопил от торговых
операций. Пожертвовать капитал для духовных потребностей и на
строительство храма - всегда считалось в России святым делом. Сам
верующий человек, в труде по сооружению храма Господня Косьма Фугаев
собрал вокруг себя добрых единомышленников. Здание задумывалось возвести
деревянное, но на кирпичном фундаменте. Косьма Андреевич был на этой
стройке за подрядчика и за архитектора. Строительство таких объектов
требует общих усилий и Косьма обратился ко всем единоверцам с просьбой
оказать посильную помощь. Его голос услышали. Первоначальный храм был
возведён к началу 1891 года. Но, видимо, денег на завершение
строительства не хватило. Кипучая деятельность Косьмы Фугаева привлекла
и внимание власти.
Когда в Тобольскую губернию в 1891 году прибыл наследник цесаревич, то
встречать будущего царя Николая властью были отправлены и крестьяне
Червишевской волости К.А.Фугаев и Ф.И.Ушаков. За пожертвование ли
личного капитала на строительство храма был отмечен той поездкой
К.Фугаев? Теперь вряд ли узнаешь. О Фёдоре Ивановиче Ушакове
(1845-1.01.1898), крестьянине, который торговал по свидетельству купца 2
гильдии, автор располагает обширной информацией. Остаётся непонятным,
как из сотен тысяч крестьян Тобольской губернии выбрали именно наших
земляков. Значит, были заслуги перед обществом и русской православной
церковью.
В газете "Сибирский листок", в N 53 за 1891 год сообщалось: "9 июля.
Пристань Самаровская (ныне город Ханты-Мансийск). 7 часов утра. Его
Высочество соизволил выйти на платформу, приложился к кресту и принял
хлеб-соль от крестьян Тобольской губернии. Подносили трое избранных из
депутатов: крестьяне Червишевской волости Тюменского округа К.А.Фугаев и
Ф.И.Ушаков и Тобольского округа, Самаровской волости В.Т.Земцов. Хлеб
был поднесён на золотом блюде, на котором были изображены хлебные
колосья, а солонка изображала полуоткрытый мешок".
Именно тогда Косьма Фугаев был награждён именными золотыми часами от
будущего императора России Николая Романова. Жаль, что в газете того
времени об этом факте мало информации.
Поселение Червишево образовано примерно в 1648 году, но точного
определения, когда Червишево стало волостью и селом, пока не найдено.
Ведь только действующая церковь давала право называть населённый пункт
селом. Цитата из газеты за 1891 год, которую я привёл выше, указывает,
что имелась Червишевская волость. А волость, по административному
делению в царской России, всегда находилась в селе. На сайте
Тобольско-Тюменской Епархии сказано, что церковь в Червишево построена в
1898 году, а также об этом можно прочесть в справочной книге Епархии от
1 сентября 1913 года. Кажется, серьёзные аргументы, но в справочнике за
1895 год "Волости и населённые места 1893 года" указывается, что в
с.Червишево имелось 228 крестьянских дворов, а также 1320 жителей обоего
пола. Село является в этом документе центром волости. В 1898 году
церковь, видимо, реставрировали, возможно, после пожара или по другой
причине. Работы по обновлению деревянных храмов в России - процесс,
который порой затягивался на десятки лет. Причина такому явлению -
отсутствие необходимых средств. Иногда сбор денег на строительство храма
разрешалось вести по всей губернии.
В 1892 году на деньги прихожан на приусадебной земле около церкви были
выстроены дома для священника и служителей. Видимо, в 1898 году после
реставрации и появилась у деревянной церкви в Червишево кирпичная
колокольня.
В газете "Тобольские Епархиальные ведомости", N 1 за 1 января 1889 года
сообщается: "Глубоко чтимый отец Иоанн Ильич Сергеев (Кронштадтский) на
нужды строящегося храма в деревне Червишевой, Червишевской волости,
Пышминского прихода, Тюменского округа, пожертвовал 100 рублей". Этот же
Праведный Иоанн Кронштадтский благословил икону Нерукотворного Спаса в
1908 году для здешнего приходского училища.
В этой же газете в N 5 от 1 марта 1898 года вновь сообщается: "Утверждён
в должности церковного старосты Червишевской церкви, Тюменского округа
крестьянин Пётр Лапин". Далее следует ещё одно интересное сообщение,
только в N 12 от 12 июня 1898 года: "Крестьянину деревни Другановой
Червишевской волости Никифору Мысовских за пожертвование колокола к
вновь сооружённой церкви д. Червишевской объявляется благодарность
Архипастыря". А 1 июля 1898 года в N 13 газета сообщает, что в данную
церковь переведён священник Иван Седаков. За 1899 и 1900 года информации
не найдено. Зато в этой же газете, в N 6 от 16 марта 1901 года есть
такое сообщение: "Крестьянин Михаил Кокорин утверждается старостой
Червишевской церкви на 3 года". В N 7 от 1 апреля 1901 года читаем:
"Благодарность Епархиального начальства купеческой дочери Раисе
Парфентьевой за пожертвование в село - Червишевскую церковь
священнических облачений стоимостью 125 рублей. Крестьянской вдове
Федоре Александровой за пожертвование в Червишевскую церковь
напрестольного креста".
"Тобольские Епархиальные ведомости" в N 9 от 1 мая 1902 года печатают
такое сообщение: "Награждён набедренником священник с.Червишевского
Елеазарь Максимов". Поясню: набедренник - это духовный меч в виде
четырёхугольника на ленте. Носится он обычно на правом бедре. Награждают
им священников за усердную, продолжительную работу. Эта же газета от 16
апреля 1904 года в хронике Епархиальных известий сообщает, что
"Учреждено приходское попечительство при церкви с. Червишевского,
Тюменского уезда". Значит, при храме действовала церковно-приходская
школа, которую иногда называли и училищем. Сообщается, что на должность
церковного старосты прихода Червишевского утверждён крестьянин Александр
Фугаев. Интересно, кем он приходился Косьме Фугаеву? А вот, пожалуй,
последнее документальное сообщение по Червишево. В N 19 от 1 октября
1905 года сообщается: "Награждается похвальным листом за усердную службу
бывший староста церкви с.Червишевского, Максим Кокорин".
Здание церкви было деревянное. В 1906 году снаружи его обшили доской и
окрасили белой краской. Крыша была покрыта кровельным железом и тоже
окрашена. По периметру участок храма был загорожен оградой, в которой
находилась и караульная изба. Престол в церкви был один - во имя
Архангела Божия Михаила. По штату (причту) полагалось иметь одного
священника и псаломщика.
Не удалось найти никакой информации после 1891 года о крестьянине Косьме
Андреевиче Фугаеве, хотя именно с ним и связывают строительство храма в
Червишево в 1898 году. Пока мы не знаем ни даты его рождения, ни даты
смерти. Сплошные загадки и противоречия. Отсутствие в архивах Тюмени
информации о храмах Тюменского уезда не позволяет проводить углублённые
исследования по этому вопросу.
Вот, пожалуй, всё, что удалось найти по храму Архангела Михаила, что в
селе Червишево, до 1917 года. Даже из этих скупых сообщений понятно, что
храм Божий строили и возрождали всем миром. Народ знал, что только с
верой в Бога возродится и окрепнет Россия.
Владимир КАЛИНИНСКИЙ,
краевед-исследователь.