Медиакарта
7:42 | 27 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Полярный Урал начинается в Нижней Тавде?


Цитата

«Не нужно думать, что единственной целью проекта «Урал промышленный – Урал Полярный» является получение новой ресурсной базы. Мы ставим задачи увеличения строительства железных и автомобильных дорог, линий электропередачи, генерирующих мощностей, развитие горнорудного блока. Другими словами, речь идет о комплексном развитии территорий, их социальной сферы, качества жизни людей в конечном итоге. И я лично буду следить, чтобы проект стал основой для внедрения новейших достижений российской экономики буквально во всех ее отраслях». Николай ВИННИЧЕНКО, полномочный представитель президента РФ в Уральском федеральном округе


экспедиция

В первой части репортажа (№ 49 за 24 марта) о совместной экспедиции журналистов газет «Тюменская область сегодня» и «Светлый путь» по зимнику, на месте которого планируется строительство современной автомагистрали в рамках мегапроекта «Урал промышленный – Урал Полярный», рассуждали о пользе строительства автодороги Тюмень – Нижняя Тавда – Междуреченский – Агириш – Салехард. Безусловно, будущая трасса имеет государственное значение. Она позволит решить и многие проблемы местного уровня. Продолжаем начатую тему.

Жизнь в Заболотье

Зимник проходит по двум деревням, расположенным в так называемом Заболотье. Это Кускургуль Нижнетавдинского район и Янтугум Тобльского. По пути на север через первый населенный пункт пролетели без остановки. А вот в Янтугуме остановились. Местные жители оказались очень даже предприимчивые. Они уже развернули свой придорожный бизнес. Рыба, клюква и брусника, говядина, варежки и шарфики, и даже веники для бани. Заводим беседу с хозяином одного из лотков Ильгизаром Акбердеевым.

– Сам я из Лайтамака, здесь построил дом сыну, но, видимо, перееду сам, – сказал он. – Зимник нас здорово выручает. Для жителей Заболотья проблема со сбытом выращенной на подворье продукции, пойманной в озерах рыбой и собранными летом дикоросами всегда стояла остро. Летом сообщение между деревнями только самолетом, много на «Большую землю» не вывезешь. Зимой тоже непросто доставить товар в тот же Тобольск, хотя практически у каждого есть снегоход или другой транспорт, но расстояния большие, горючее дорогое…

Ильгизар намерен расширять личное подворье, мясо проезжа-ющие мимо северяне берут охотно. Ягоды и рыба также не залеживаются. Торговля идет бойко.

Рады соседству с зимником и другие янтугумцы. Однако бывают и здесь накладки. Женщины рассказали, что не так давно нагрянули люди, представившиеся налоговыми инспекторами и, «обнаружив множество нарушений», конфисковали весь товар. Обидно. Практически все лето идет заготовка сена, кругом болото, каждый навильник грубого корма дается ой как не просто. Осенью они целыми семьями заняты на заготовке ягод, ежедневно проходя десятки километров по мхам и торфяникам. Зимой мужики не выпускают из рук пешни, выдалбливая лунки в озерах. «Белым воротничкам» не понять, как трудно даются «плоды» заболотные… На обратном пути нам пришлось сделать остановку и в Кускургуле.

В гости пригласил директор местной неполной средней школы Маннур Давлетшин. У представителя сельской интеллигенции свой взгляд на будущую дорогу. С одной стороны он обеспокоен, что цивилизация ворвется в патриархальную размеренную жизнь. С другой надеется, что в деревню начнут возвращаться люди, которые в свое время покинули отчий дом в поисках лучшей жизни. Есть обеспокоенность, что заповедные места станут навещать городские браконьеры, но вера в благоразумие людей живет в душе селянина. В Кондинском лес дешевый

От Янтугума до автодороги, ведущей из Междуреченского в поселок Кума, расстояние большое. По пути то и дело попадались лесовозы. В Кондинском районе лесоперерабатывающая отрасль давно ведущая. Кстати, встретились и тягачи из Тюмени. Шоферы заявили, что лес кругляк здесь намного дешевле, чем на юге области, поэтому предприятие, где они работают, охотно закупает кондинскую древесину.

Останавливаемся возле небольшого домика, где, судя по всему, можно отобедать. За прилавком встречает скромная и приветливая девушка, которая выполняет обязанности продавщицы и официантки. Выбор продуктов невелик, цены «кусаются». Чувствуется влияние Севера. Чем дальше ехать в этом направлении, тем интереснее места: история покорения Западной Сибири, освоения нефтяных месторождений оживает и становится такой же близкой и понятной, как холодное дыхание Арктики.

Возле кафе Валерий Бычков застыл у фургона «газельки», делая кадр за кадром. Что привлекло его внимание?

Да это же чистокровная лайка! Казалось, что собаке холодно: она мелко дрожала, переминалась с лапы на лапу и, похоже, грустила.

К машине подошел хозяин, он рассказал, что приехал из Екатеринбурга. Его друг, владелец собачьего питомника, попросил доставить в Междуреченский трех западно-сибирских лаек, которые пользуются большим спросом у местных охотников. Двух взяли, а тот, кому предназначалась третья, умер. – Не грусти, Сера (так звали собаку), найдется и для тебя добрый хозяин, – пожелали мы ей… Междуреченцам нужна дорога

Уже в глубоких сумерках добрались наконец до поселка городского типа Междуреченский, поселились в гостинице «Виктория». Это вполне современный отель, по сервису ничем не уступающий городскому. Хорошо выспавшись, экспедиционеры отправились в гости к коллегам в информационно-издательский центр «Евра», объединяющий под своим крылом газету «Кондинский вестник» и телеканал «Конда». Состоялась встреча с директором ИИЦ Владимиром Бабенковым. Узнав о целях нашего визита, он сказал: – Дорога всегда считалась артерией жизни. В 90‑х годах я волей судьбы оказался в Нечерноземье и был свидетелем того, что строительство дороги возвращало к жизни деревни, несмотря на сложный для всей страны период. Где-то читал: ученые подсчитали, что один километр новой дороги дает семь рабочих мест. Кстати, в нашем районе есть город Урай с населением сорок тысяч человек. Проблема безработицы в нем стоит довольно остро.

Кстати, в 2007‑м автор этих строк встречался со спикером городской Думы Урая Генрихом Резником. Он заявил тогда: «У города есть какая-то притягательная сила. Дети наших жителей, отучившись в вузах, стремятся вернуться в Урай, естественно, для всех работы не хватает. Намечающееся строительство дороги на Тюмень может помочь. Четыре часа езды до областного центра для северян это немного».

Имеет перспективы и развитие туризма. Тюменцы могут расчитывать в Кондинском районе на хорошую рыбалку и охоту, северяне – на исторические экскурсии в Тобольск и Ялуторовск. Итогом общения с междуреченцами стал разговор с руководителем аппарата Думы поселка Владимиром Якубовским, который еще раз подчеркнул: – В поселке Междуреченском немало автовладельцев. Каждый год с нетерпением ожидаем, когда можно будет попасть на «Большую землю» на своих колесах. Судите сами, что лучше: через Ханты-Мансийск добираться или напрямую? На юг области можем поставлять лес, дикоросы, рыбу, нам требуются строительные материалы, продукты, одежда и многое другое. Так что федеральная трасса в рамках проекта «Урал Промышленный – Урал полярный» – это дорога жизни.

Из Междуреченского выехали поздно вечером. Вновь предстояла дорога через тайгу и болота, но теперь уже обратно, в Тюмень. Ехали молча. Невольно закралась мысль: вот бы через год вновь проехать по этому маршруту с редакционным заданием – подготовить репортаж об ударном труде дорожных строителей…

От редакции. Журналисты «Тюменской области сегодня» будут внимательно следить за строительством транспортых путей на месторождения Полярного Урала. Также расскажем о роли Тюменского регио-на в реализации мегапроекта, о потенциале тюменского машиностроения, строительной индустрии, агропромышленного комплекса, а также становления Тюмени как ключевого логистического центра.

Фото Валерия БЫЧКОВА

Автор статьи: Владислав ЗАХАРОВ