История села, в котором ты живёшь, не может не вызывать интереса, однако люди, которые в своё время являлись творцами этой истории и которые могли бы многое рассказать о своей жизни, постепенно уходят в мир иной, унося с собой бесценные исторические сведения.
Но, к счастью, есть ещё достаточно много пенсионеров, интересующихся историей не только села, но и своего рода. Они трепетно хранят фотографии, воспоминания своих близких и дальних родственников, односельчан о жизни в прошлые столетия.
Например, есть своё генеалогическое древо у Веры Алексеевны Компанцевой, коренной жительницы села Викулово, в девичестве Квашниной. Корни этого древа идут от прадедов, и о каждой отдельной ветви его она знает достаточно много. Она с радостью согласилась поговорить со мною о многочисленном роде Квашниных. Сегодня Вера Алексеевна со своими воспоминаниями и со своим рассказом о селе Викулово в годы её детства – гость нашей страницы.
ИСТОРИЯ МОЕГО ПРАДЕДА
-- Екатерининский тракт, по которому когда-то проезжал Радищев, проходил недалеко от перешейка реки Ишим, где жила семья моего прадеда Фёдора Ивановича Квашнина. У него было три сына – Фёдор Фёдорович, Иван Фёдорович и Василий Фёдорович. Жила семья натуральным хозяйством, как и все сельские жители того времени. На подворье было 10 коров, несколько лошадей. Ухаживали за скотом и родители, и дети.
Сохранилась у меня в домашнем архиве фотография 1906 года, на которой запечатлены Фёдор Фёдорович Квашнин с женой Ефимией Павловной – маленькой, худенькой женщиной, о происхождении которой мне ничего не известно. Сам-то он был высоким, крепким, статным, красивым, служил в сотне Семёна Михайловича Будённого в Манчжурии. До сих пор ещё стоит дом на углу улиц Береговой и Карла Маркса, где жила когда-то семья Фёдора Фёдоровича Квашнина после его женитьбы.
Вскоре женился и отделился Иван Фёдорович – поставили новый дом на улице Береговой. Знаю, что у Ивана Фёдоровича родилось двое детей – Василий и Фёдор.
А от третьего сына моего прадеда пошла ветвь моего деда – Василия Фёдоровича, у которого родилось пятеро детей: Александр с 1910 года (он всю свою жизнь работал в местном колхозе), мой папа Алексей Васильевич 1912 года рождения, Николай Васильевич и дочери – Анна и Мария. Пятистенный дом построили Василию Фёдоровичу на улице Карла Маркса, где и выросли его дети.
КАК МОЙ ДЕД ЖЕНИЛСЯ
Интересная история произошла с женитьбой моего деда. Ему было 25 лет, когда он влюбился в девушку-сироту Прасковью Васильевну Шехереву. Она работала горничной у батюшки, водилась с его детьми. Василий Фёдорович был заядлым рыбаком, ведь жил-то на берегу реки, сам Бог велел рыбачить. И когда ему удавалось наловить раков, которые в ту пору водились в речке, он относил их батюшке, жившему неподалёку. Там и познакомился с Прасковьюшкой. Жениться на безродной и нищей сироте родители запретили. Тогда втайне от них батюшка обвенчал молодых в церкви, и родителям ничего не оставалось, как дать своё родительское благословение. Тёща батюшки сшила невесте венчальное платье из гаруса. На свадьбу молодожёнам батюшка подарил немецкую швейную машинку «Зингер», а его жена научила на ней шить.
ОБ ОТЦЕ И ЕГО БРАТЬЯХ
Мой папа, Алексей Васильевич Квашнин, в первый раз женился ещё до войны на Прасковье из деревни Красная Гора, в конце 1938 года. Она родила ему дочь Галину, но воспитывала её бабушка, потому что мать от ребёнка отказалась. Папу забрали на фронт, когда Галине было два года. Я родилась уже после войны, в 1948 году, когда папа женился на моей маме Екатерине Александровне. Она была младше его на 13 лет.
Сложная довоенная, военная и послевоенная жизнь выпала на долю моего папы. Тяжело раненый, он попал в плен, натерпелся и нагляделся такого, что многим хватило бы на две жизни, ведь бывших пленных даже многие годы после окончания войны считали предателями, без конца проверяли и перепроверяли, не разрешали никуда отлучаться, заставляли часто отмечаться, чтобы убедиться, что он не уехал, не скрылся.
Дядя Саша тоже женился до войны, у него родилась дочь Алевтина. А сын Ивана Фёдоровича Василий до войны работал в милиции. Как вспоминала о нём моя мама, он был весельчак, балагур, красавец. Но ушёл на фронт и погиб в 1944 году. Осталось трое детей. У дяди Коли было двое детей. Вот так сложилась их судьба. Детства не видели, зато работы хватило через край. Когда подрастали один за другим, родители брали их с собой на сенокос, на заготовку дров, и печи в доме топили, и хлеб пекли, и за младшими детьми присматривали. Отдыхать было некогда.
ВОСПОМИНАНИЯ ИЗ ДЕТСТВА
Что я помню из своего детства? Начиная лет с пяти, я помню многое. В селе тогда было спокойно, маленькие дети бегали везде, где хотели. Нам особенно было интересно смотреть на двухэтажные деревянные купеческие дома, в которых находились организации или жили люди. На берегу улиц Береговой и Карла Маркса стоял «красный», как мы его звали, двухэтажный дом с балконом, других таких в селе не было. В нём на втором этаже жили Батьяновы и Мосиевских, а внизу – Сомовы и Антоновы, у которых было много детей – не то 8, не то 10. В других двухэтажных домах находились ЗАГС, школа ДОСААФ, милиция, райпотребсоюз, почта, райком комсомола, где мне вручали комсомольский билет. В двухэтажном доме на улице Болотной находился и промкомбинат, тогда работали всякие артели, производившие необходимую утварь, товары повседневного спроса.
Ещё мне из детства запомнились большие сугробы снега, темнота на улицах и грязные дороги. Свет горел не полные сутки. В школе в начальных классах мы занимались при керосиновых лампах. Первой моей учительницей с 1955 года была Надежда Фёдоровна Мелехова, которую мы обожали.
Я -- СТАРШЕКЛАССНИЦА
Помню нашу старую двухэтажную школу, которая отапливалась дровами, а их приходилось носить на второй этаж по деревянной лестнице. В годы моей учёбы в Викуловской школе был построен первый в районе спортивный зал с участием школьников старших классов, а нам досталось строить раздевалку и бомбоубежище. Землю из подвала вытаскивали во двор вручную. Помню, как в 10 классе нас на машине возили за Бобры заготавливать дрова для школы, а когда окончили 11-й класс, после последнего звонка отправили в деляну колоть и складывать дрова. Никто не спрашивал, можем мы или не можем, хотим или нет.
В СЕЛЕ – НОВЫЕ МАГАЗИНЫ
Условия жизни в селе Викулово в прежние годы и сейчас невозможно сравнивать. Как я уже сказала, были темень, грязь, полуразрушенные дома, а теперь – асфальт, свет, вода в доме, отопление газовое, новые красивые и в большинстве своём богатые кирпичные дома. Есть, конечно, и сейчас ещё развалюхи, но их осталось мало. Основная масса викуловчан живёт в хороших домах.
После войны в нашем селе были построены новые магазины в кирпичном исполнении. Моя мама Екатерина Александровна больше 40 лет работала в торговле, я часто ходила по магазинам и видела, в каких условиях работали продавцы. Старые помещения магазинов были холодными, отопление печное, пол проваливался, холодильников не было, вместо них выкапывали ямы, где хранили продукты. Однажды копали яму и вырыли доску от гроба и два черепа – один большой, другой поменьше. Значит, на сегодняшней торговой площади когда-то было сельское кладбище. В магазине «Сельмаг», где торговала мама, мне запомнилась глиняная фигурка мальчика, на которого дети приходили посмотреть.
В 1954 – 1958 годах в Викулово начали строить крепкие и красивые магазины с большими окнами. Тогда появились новые здания хозяйственного магазина, культтоваров, универмага, книжный магазин. С какой радостью продавцы перебирались в новые помещения магазинов! В те же годы поменяли в центре села деревянную изгородь у памятника погибшим в Гражданской войне викуловчанам на железную, с кирпичными столбиками. Их всегда в субботники подбеливали, и выглядела изгородь очень красиво.
ВОДА, ПЕСОК И СОЛНЦЕ
Поскольку мы жили на берегу реки Ишим, хорошо видели, как разливалась она в половодье, ходил паром, перевозивший людей и транспорт на другую сторону реки. Небольшой деревянный мост каждую весну снимали, а потом снова устанавливали. Позднее построили мост из дерева размером больше прежнего, а теперь мы пользуемся железобетонным мостом, только воды не стало в реке.
Со стороны Калманки и Кордона по весне сплавляли брёвна, которые затем женщины вылавливали из воды, стоя по колено в реке, затем укладывали штабелями. Гавань была недалеко от нашего дома, и нам было хорошо видно, как они работают.
А какой чистой когда-то была вода в реке Ишим! Мы с удовольствием летом бегали купаться на пляж, на Шаньгин бугор. Нигде не валялись мусор, пустые бутылки, банки. Только чистая вода, песок и солнце! А во что мы сегодня превратили нашу речку? Настоящая помойка. Отец рассказывал, как они зимой очищали от снега участок льда на реке и играли там, катались на коньках. Их никто не заставлял это делать, как никто не заставлял взрослых мужиков делать каждую весну запруду на Старице, где была мельница. Теперь никого не заставишь организовать субботник по очистке берега от вывезенного сюда мусора. Люди очень изменились, ленивыми стали, равнодушными. А ведь когда-то по реке Ишим проходили баржи с горючим на нашу нефтебазу, возили и зерно. Мне мама рассказывала, что в том месте, где было заготзерно, когда-то была построена пристань, и они в молодости грузили мешки с зерном на приходящие по реке баржи.
Пока не сравняли Шаньгин бугор техникой, там было столько черёмухи, клубники, мы всегда ходили туда за ягодами. С появлением в 1958 году первых четырёх деревянных дачек начал действовать пионерский лагерь, где ежегодно отдыхали школьники района. Я отдыхала там в первый сезон. Мы сажали клёны, яблоньки-дички, но их со временем вырубили, остался только хвойный бор.
ИХ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ СЕЛА И РАЙОНА
Когда я была маленькая, председателем райисполкома работал Александр Агапович Багуркин. Позднее его сменили Николай Михайлович Варакин, Юрий Дмитриевич Елдышев. Много сделал для развития района Александр Максимович Лужин и другие первые руководители района. Но самый большой и заметный след в историю села и района, на мой взгляд, внёс Станислав Матвеевич Хлынов, который больше 20 лет возглавлял районную партийную организацию. Мы жили с Хлыновыми через два дома, на одной улице. Семья у них была большая. Его мама, тётя Груня, была родом из Малахово. Кроме Станислава Матвеевича, в семье Хлыновых были ещё два сына – Вениамин и Анатолий и дочь Катя. Станислав Матвеевич был поистине настоящим руководителем, чутким, внимательным человеком. Он мог и строго спросить, и пожурить, и подсказать, и помочь. Многие люди до сих пор с теплом и благодарностью вспоминают этого человека.
РОД КВАШНИНЫХ МНОЖИТСЯ
Но жизнь каждого человека когда-нибудь заканчивается. Вот и этих замечательных людей нет среди нас. Ушли из жизни и мои дорогие родители: папа – в 2000 году, мама – в 2008 году. Они всю свою жизнь работали на благо Родины, вырастили детей, помогли поднять на ноги внуков. Они радовались хорошим изменениям в селе, однако жили трудно, как и все в то время.
Но древо рода Квашниных растёт, его крона крепнет и ширится. У наших детей свои дети, наши внуки. Бог даст, дождёмся и правнуков. А родному селу в его юбилейный год и далее желаем процветания.
Материал подготовила В. Хакимова
На снимке:
Фото переснято Т. Суховой