Медиакарта
8:06 | 2 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Количество-качество

Тоболяки наблюдают момент перехода торговли из одной категории в другую

В конференц-зале Дома прессы прошла встреча журналистов с начальником отдела потребительского рынка и услуг городской администрации Татьяной Владимировной Дзисяк.

В преддверии летнего сезона Татьяна Владимировна рассказала представителям городских СМИ о ситуации на рынке продовольственных товаров, изменении среднего индекса цен на основные продукты питания, заботах отдела по организации питания тоболяков и гостей города, размещении сезонных торговых точек на открытых площадках, продовольственной безопасности населения древней столицы Сибири.

– Ситуация на ценовом рынке Тобольска в основном стабильна. На социально значимые продукты питания (список из 24 наименований «ТП» публиковала прежде. – Авт.) по решению правительства Тюменской области мы ведём еженедельный мониторинг цен.

Средняя цена на социально значимые товары не выросла более 1%. Есть позиции, по которым она стала чуть выше, по другим – сохранилась прежняя или изысканы возможности её понижения.

Некоторые изменения цены на отдельные виды продуктов происходят по объективным причинам. К примеру, в канун Пасхи подорожало яйцо. На 14 апреля десяток куриных яиц стоил 36 рублей, а уже 21 апреля – 40 и более. Но минимальная цена как была 34 рубля, так и сохранилась. Сегодня стоимость яйца в розничной продаже понижается. Это происходит ежегодно, массовый спрос отражается на цене продукта. Ситуация по гречке иная, и наблюдается по всей России. Мы фиксировали разбег цен от 53 до 120 рублей за килограмм в разных магазинах. Механизм же удержания и установления максимальной цены на какой-то отдельный продукт, принятый Правительством Российской Федерации, достаточно сложен в применении, использовать его оперативно не удаётся: главное условие – цена должна постоянно повышаться в течение календарного месяца.

Затем Татьяна Владимировна ответила на вопросы журналистов.

Один из основных вопросов, вызвавший интерес, касался работы народного контроля в сфере торговли. Да, теперь в Тобольске образован общественный контроль над работой многочисленных торговых предприятий. Как говорится, пришло время, когда количество должно перейти в качество.

– Что такое контроль? Это проведение мероприятий, установление факта нарушения правил, вменённых законом, применение соответствующих мер воздействия, чтобы нарушения не повторялись. В этой работе мы сделали упор на помощь организации «Общественная инициатива». В неё привлечены люди с активной гражданской позицией, которые уже проявили себя в наведении порядка в микрорайонах города. Более 20 человек сегодня подключились к движению, мы провели два обучающих семинара, выдали необходимую базовую документацию, есть у них пропуска с фото и обозначением членства общественной организации. В плане работы в ближайшее время проверка трёх объектов в шестом микрорайоне. Работаем совместно с Роспотребнадзором, Госпожнадзором, ветлабораторией по касающимся их вопросам, привлекаем также правоохранительные органы. Бизнес пока не готов к такому вниманию, к активному контролю со стороны общественников, но принять это придётся.

Граждане по закону имеют право зайти в магазин, посмотреть наличие информационных уголков покупателей, товарного ассортимента, отследить – опрятен ли магазин, прибран ли фасад, сделано ли благоустройство, вежливы, аккуратны и в форме ли продавцы. И это может сделать любой потребитель, а не только член общественной организации. Обнаружив недостатки, не надо прямо в торговом зале устраивать обличительные акции, призывая к порядку простых продавцов. Результата это не даст.

Надо позвонить по телефону горячей линии 24-12-45, обозначить проблему, представиться (анонимные звонки по закону не принимаются), сообщить свои координаты, чтобы мы могли ответить о принятых мерах. Сегодня к нам поступают звонки от жителей не столько по ценам, сколько по качеству продаваемых товаров. Общественный контроль, на наш взгляд, поможет выявлять качество продуктов не во время его приобретения потребителем, а уже на стадии приёмки торговли товара и выпуска с завода. В руки потребителя продукт должен попадать только качественный. И на это надо работать всем сообща – производителям, торговле, контролирующим организациям и самим потребителям.

Раиса Половинко