Медиакарта
7:03 | 25 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

«С чего начинается Родина...»

С чего начинается Родина – звучит в известной песне. Наверное, со студенческих времён для меня малая родина стала ассоциироваться с железнодорожным вокзалом. Когда едешь в поезде и ждёшь, что за окном покажутся знакомые перелески, поля. Вот, наконец, железнодорожный переезд – значит, дома.

Для тех, кто работал и работает на железной дороге, она была и остаётся самостоятельным отдельным государством, которое живёт своей жизнью. «Государство в государстве», – так они называют свою вотчину. Ведь у железнодорожников были свои больницы, магазины, детские сады. Посёлок вырос рядом со станцией, поэтому им одновременно исполняется 100 лет. Как же всё начиналось?

В 1896 году развернулась стройка великой сибирской магистрали. На этом пути появился участок Тюмень-Омск и наша станция Голышманово. Строили железную дорогу крестьяне из близлежащих деревень, которых нанимали подрядчики. Работали люди с удовольствием, потому что на строительстве железной дороге хорошо платили. Сохранились данные, что один выкорчеванный пень стоил пять копеек. Одновременно возводился и весь железнодорожный комплекс: вокзал, водонапорная башня, дома для рабочих. Всё строилось по типовым проектам из кирпича, который делали вручную сами по 400 штук в день, крыши крыли железом. «Хозяином» станции многие десятилетия был колокол при помощи которого объявляли о прибытии и отбытии поездов. Сейчас этот колокол – музейный экспонат, его можно увидеть на выставке, посвящённой истории нашей железнодорожной станции. В годы Гражданской войны станция как стратегический объект много раз переходила из рук в руки то к белогвардейцам, то к войскам Красной армии. Был разрушен мост через реку Емец. Не случайно до сих пор в этих окрестностях находят оружие, гильзы от патронов, осколки снарядов, нательные крестики и пуговицы от гимнастёрок. Во время крестьянского восстания в начале двадцатых годов прошлого века железнодорожное полотно подверглось значительным разрушениям. В память о тех событиях рядом с вокзалом установлены памятники погибшим во время Гражданской войны и восстания.

В годы Великой Отечественной войны железная дорога стала важным охранным объектом. Она соединяла тыл и фронт. По ней доставлялись дрова для бесперебойной работы эвакуированных заводов. На каждой станции появились дровозаготовительные участки. Одиннадцать наших железнодорожников были удостоены самой высокой награды того времени – ордена Ленина — за добросовестный труд в годы Великой Отечественной войны.

Шло время, события и люди сменяли друг друга, но чётко и слаженно работала станция Голышманово. Обеспечивали порядок на дороге путейцы, вагонники, связисты. За это время железная дорога соединила многие поколения тружеников, став их судьбой. Возникли династии, в которых опыт и навыки передаются от родителей к детям. За каждой из них стоит целая эпоха, дело, которому отданы знания, умения и годы жизни. Самая многочисленная династия – Плаксиных. Общий стаж её составляет 422 года. Все начинали свой трудовой путь с путевого рабочего. Примером для своих детей и внуков был Алексей Семенович Плаксин. За 43 года работы на железной дороге он узнал здесь всё. Свои знания он передал детям. Александр, Анатолий, Любовь, Михаил, Геннадий, Владимир и Валерий с 16 лет уже осваивали профессию путевого рабочего. Когда им исполнялось 18 лет – твёрдо знали, что будут железнодорожниками.

Три поколения семьи Конышевых тоже связали свою судьбу с железной дорогой. Родоначальник династии, Степан Иванович Конышев, проработал на железной дороге более 25 лет. По его стопам пошли сыновья Владимир, Александр, Виталий, Анатолий, Сергей и Геннадий. Теперь уже их дети продолжают семейное дело.

Голышмановцы помнят в билетной кассе железнодорожного вокзала приветливую женщину – Нину Григорьевну Конышеву, жену Владимира Степановича. Нина Григорьевна проработала кассиром более 23 лет. Основателем ещё одной династии железнодорожников стал Иван Иванович Дубовой. Он прошёл всю войну и в 1945 году демобилизовался после ранения. За стойкость и мужество, проявленные в годы войны, Иван Иванович награждён орденом Отечественной войны II степени. Четверо детей Ивана Ивановича пошли по стопам отца и связали свои жизни с железной дорогой. В семейных альбомах династии Дубовых хранятся фотографии, где родные запечатлены все вместе. Сплочённость – главное качество их семьи.

Сегодня мы не представляем своего существования без железной дороги. Доставка всевозможных грузов, почты, багажа, перевозка пассажиров и ответственность за из здоровье и жизнь — всё это на плечах железнодорожников. Во многом благодаря им железная дорога продолжает жить и не даёт сбоев.

По материалам сотрудников музея подготовила Светлана ШВЕЦОВА

Фото из семейного архива