В очном этапе конкурса «Классный руководитель-2011» приняли участие пятеро классных руководителей – это Елена Владимировна Усольцева из школы №2, Анна Давыдовна Толстых из Гладиловской школы, Людмила Анатольевна Удилова, учитель школы №4, Светлана Васильевна Ганус, учитель Евсинской школы и Галина Николаевна Ческидова из Усть-Ламенской школы.
В школах района воспитанием подрастающего поколения занимаются 230 классных руководителей. В череде реформ и преобразований, когда стандарты нового поколения направлены на формирование личности учащихся, роль классного руководителя в школе постепенно выходит на первый план. Становятся важными не только профессиональные навыки педагога, но и его личностные качества.
Для Анны Давыдовны Толстых, учителя Гладиловской школы, быть воспитателем – значит сеять в детских душах благодать. Об этом она говорила в своём эссе, представленном на конкурс:
– Я считаю, что учитель обязан быть вместе с учениками, рядом с ними и впереди них. Нельзя приписывать успех себе, а вину учащимся. Плох тот учитель, от разговора с которым ребёнку не становится легче.
Анна Давыдовна считает, что основы воспитания закладываются в первую очередь в семье.
– Воспитал порядочного человека, дал ему полноценное образование, вложил духовность – значит ждут тебя в старости и любовь, и уважение. И тогда не нужно будет вымаливать у государства льготы и винить в своей нищете всё и вся: что посеешь, то и пожнёшь. Чтобы что-то получить, нужно научится отдавать, – продолжила свои рассуждения Анна Давыдовна.
Учителям начальных классов не приходится выбирать: воспитывать или обучать. В школах их называют вторыми мамами, потому что, кроме учебной деятельности, они по-родительски заботятся о своих питомцах. Людмила Анатольевна Удилова проработала с малышами уже 28 лет. Несмотря на это было заметно её волнение перед выступлением.
– Для классного руководителя самое первое – это принять детей, быть готовым в любой момент приласкать, пожалеть, найти нужные слова поддержки, – рассказывает Людмила Анатольевна. – И конечно, сделать всё, чтобы ребята не утратили желание учиться. Энергия детства неисчерпаема – её нужно лишь направить в нужное русло. Нельзя воспитывать детей, жалуясь на них родителям. Если и говорить о ребёнке мамам и папам, то только хорошее.
Классного руководителя седьмого класса школы №2 Елену Владимировну Усольцеву дети очень любят. В школе рассказывают, что она со своими воспитанниками проводит много времени: ходит в походы, выезжает на экскурсии в Тобольск и Кунгур. Елена Владимировна – увлечённый географ, и дети воспитываются в этой атмосфере. Её семиклассники – ребята спортивные и активные участники различных конкурсов.
Елена Владимировна Усольцева рассказывает:
– Учитель должен помнить, что каждое слово, каждый поступок оставляют след в душе ребёнка. Иду на урок и знаю, о чём спрошу детей на следующем занятии. С воспитанием всё иначе, его результаты не поддаются проверке на следующий день, только жизнь сможет показать, хорошим я была классным руководителем или нет.
Первое место на конкурсе «Классный руководитель – 2011 года» заняла Елена Владимировна Усольцева, на втором месте – Анна Давыдовна Толстых, третье место жюри отдало Людмиле Анатольевне Удиловой.
Реализация национального проекта «Образование» началась с материального поощрения за классное руководство. За воспитание детей педагогу продолжают доплачивать, но это не решает всех проблем.
– Я считаю, что детям в школе всё-таки не хватает внимания. Придерживаюсь мнения, что классное руководство – это отдельная работа, – рассуждает методист Отдела образования С.А. Иванова. – Для учителя-предметника главное – обучение, классное руководство для него вторично. В новых стандартах образования формирование личных качеств встали на первую ступень. И нашим классным руководителям нужны помощники, специалисты службы сопровождения, психологи, валеологи. Вот тогда у нас на каждого школьника хватит внимания.
Наталья Гладковская
Фото Екатерины Кадочниковой