Медиакарта
17:21 | 28 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Вы нужны нам всегда

В апреле 2009 года коренная жительница села Калиновка, уважаемая Татьяна Ильинична Петрикова (на снимке) отметила 80 лет со дня своего рождения.

Её жизнь не была радостной, но эта женщина не была обделена счастьем. Обветшалый от времени, большой крестовый дом с ярко окрашенными синей краской наличниками они с мужем Павлом Фёдоровичем в молодые годы строили вместе. Она чувствовала себя на седьмом небе, когда рождались, женились и добивались успехов дети. Говорят: «Судьба одолела её…» - Единственная наша дочь умерла в младенческом возрасте, - делится со слезами на глазах безутешным горем Т. Петрикова. - Мой старший сыночек Иван Павлович попал в аварию (ДТП), скончался в возрасте 52 лет. Недавно это же произошло и с его 32-летним сыном. Правнучка осталась без отца. Предсказание экстрасенса, обращалась к которому, к несчастью, сбылось. Ванюшка окончил Омское военное училище, служил в звании офицера на монгольской границе. После сноха с сыновьями уехала в Московскую область. Мой младший сын Пётр, повзрослев, остался дома, поселился с семьёй напротив. Сын Петра Павловича Тимофей живёт сейчас в г. Тюмени, а дочь Татьяна учится в старшем классе Сорокинской школы. Пётр Петриков не забывает каждый день принести матери воду из колодца, наколоть дров либо сходить в магазин за покупками. Изредка навещают и внуки с племянниками. Близким и далёким родственникам, соседям жалостливая баба Таня старается (по возможности) помочь где-то советом, где-то деньгами. И всё же сегодня ей больше всего в жизни не хватает общения. Прошло более двадцати лет, как она похоронила супруга. Одиночество скрашивает телевизор. Документальные фильмы заронили в душу несбыточную мечту: пожить в современной благоустроенной квартире.

Выросла Татьяна Ильинична Петрикова в сиротской семье. У отца с матерью Ильи Степановича и Екатерины Ивановны Конаковых было шесть детей, Татьяна - третья. Их первая дочь Наталья родилась в 1923 году в Мордовии.

Вспоминаем историю. В 1924 году около сорока бедняцких семей Пензенской губернии решилось на переселение в богатый сибирский край в Ишимский уезд. Первопроходцам пришлось рыть землянки. Весной начали строить курные избы. Окна жилищ выходили во дворы, двери состояли из двух отдельных частей (верхней и нижней). В потолках прорубались отверстия. Из мебели были стол да лавки. Спали на деревянных нарах, полатях и большой печи на соломенных матрацах, укрывшись рогожами и дерюгами.

Вторая дочь у Конаковых, Анна, появилась на свет в с.Калиновка в 1926 году. - Наша мама умерла 3 декабря 1940 г., - рассказывает Татьяна Ильинична, - чуть раньше похоронили её мать. Отец привёл в дом мачеху, которая бросила нас, узнав, что он на фронте (в декабре 1941 г.) пропал без вести. Папе было всего 37 лет. Помогали нам бабушка Пелагея и дедушка Степан Конаковы, и мамин отец (Мирошкин).

Пелагея Конакова всего на два года пережила сноху Екатерину Ивановну. Сразу после войны один за другим ушли из жизни и дедушки.

  • В то время многие деревенские девушки умели ткать холсты. Хорошо владела этим ремеслом моя старшая сестра. В девичестве очень хотелось сшить себе традиционный мордовский праздничный наряд: белоснежную рубаху с шестью полосами и красное платье. Не в чем было ходить в школу, потому окончила всего три класса.

  • С первых дней войны моих ровесников посылали на разные работы, - вспоминает ветеран труда, - меня пожалели. На следующий год дала согласие нянчить с пожилой женщиной малышей. Без лишних напоминаний шла туда, куда посылало руководство. Весной с подругой боронили на коровах и быках. Летом подростков заставляли на полоть сорняки на полях. Осенью днём и ночью веяли зерно. Во взрослой же жизни не покладая рук трудилась на ферме дояркой, свинаркой, ухаживала за маленькими телятами, пасла овец. Потом заменила в складах сторожа, моего мужа, который не дожил до пенсии (перенёс тяжёлую операцию). Ему было 17 лет, мне - 18, когда поженились. Тогда Павел работал на паре лошадей. У его родителей было девять детей. Трёх братьев во время Великой Отечественной войны забрали на фронт. Никто из них не вернулся. В начале 1942 г. погиб Фёдор Фёдорович. В августе того же года пропал без вести неженатый брат Пётр Фёдорович, 1921 г.р. Старшина Иван Фёдорович похоронен 6 августа 1944 г. в Литве. О том, что закончилась война, узнала от бригадира полеводческой бригады. Всех отпустили домой. От рыдания и радости земля пропиталась слезами.

Самоотверженный, добросовестный труд Т.И. Петриковой отмечен юбилейной медалью в честь 65-летия Победы в ВОВ.

Наша встреча напомнила Татьяне Ильиничне забавный случай. Однажды у сельского совета её со старенькой золовкой сфотографировал тюменский корреспондент. Снимок поместили в областной газете. Татьяна Ильинична, широко улыбнувшись, рассказывает, с каким недоумением сказали приезжему: «Мы не поём в народном ансамбле «Ванфтыманя» и не пляшем. Зачем вам нужны беззубые бабули?». В ответ он громко расхохотался, сказав: «Вы нужны нам и дороги в любом виде!»

Такие простые слова, но как согревают израненную душу!

                                                                      Тамара Бычкова.