Медиакарта
6:22 | 5 января 2025
Портал СМИ Тюменской области

Ориентация «СЕВЕР»: в поисках счастливого будущего

Ориентация «СЕВЕР»:  в поисках счастливого будущего
18:57 | 29 марта 2010
Источник: Светлый путь

Мост построили, и что дальше?

Дороги во все времена были «кровеносными» артериями народного хозяйства. Ещё в древности по большим и малым торговым путям передвигались купеческие караваны. Сегодня бетонные ленты и железные шпалы плотно опоясывают земной шар, чтобы водители машин могли вовремя доставить свежие фрукты какой-нибудь девчонке, дрова терпеливому крестьянину, ценные детали директору завода и лекарства тяжело больному человеку.

В смысле качества и протяжённости дорог Тюменская область – вполне успешный регион, длина автомобильных путей составляет ни много ни мало 17979 километров. Эти транспортные системы проходят мимо небольших деревень, крупных, дымящих трубами тепловых электростанций городов, через златогривые пшеничные поля, таинственные болота и суровую тайгу. И хотя кто-то из великих людей сказал: «Если хочешь быстрее добраться до пункта назначения, то закажи карету, но если желаешь путешествовать – иди пешком», - нам, как воздух, нужны качественные, одетые в твердь асфальта дороги, а их всё же не хватает. Поэтому строительство каждой новой трассы – это одновременно и достижение, и радость, и повод для светлых надежд.

В 2005 году началось сооружение автомобильной дороги Тюмень – Нижняя Тавда – Междуреченский – Урай – Нягань – Приобье, которая должна соединить юг нашей области и Тюменский Север. К настоящему моменту завершено строительство мостов и подъездных путей через реки Тавда, Маклашиха, Бирюшная, а также отсыпка земляного полотна на участке Нижняя Тавда – Вершина, но, к сожалению, дело на этом остановилось, поскольку, как вы знаете, грянул кризис (они повторяются в России с печальной периодичностью), и увесистый кошелёк правительства оскудел. Тем не менее, журналисты газеты «Тюменская область СЕГОДНЯ» и «Светлый путь» решили пойти на немыслимую авантюру: проехать путь от областного центра до Междуреченского, собственными глазами увидеть, как живут люди среди тишины и кедрово-клюквенной красоты уединённого Заболотья и Севера, и разузнать, что они думают об этой самой «большой дороге жизни». Нашему путешествию мы дали кодовое название «Дикая экспедиция». Её участниками стали Михаил Князев, Сергей Губарев, Владимир Тюшов, Владислав Захаров, Валерий Бычков и Владимир Кудряшов. Но прежде, чем отправиться в совершенно дикую экспедицию, корреспонденты заглянули «на огонёк» к главе Нижнетавдинского района Зуфару Ахтариеву.

Последствия будут, но только положительные

Заведующий отделом информации и спорта газеты «Тюменская область СЕГОДНЯ» Владислав Захаров и директор АНО «ИИЦ «Светлый путь» Михаил Князев задали руководителю нашего муниципалитета несколько вопросов.

- Зуфар Зарифович, вице-спикер Тюменской областной Думы Геннадий Семёнович Корепанов как-то сказал, что дорога, которая пройдёт по западной части Тюменского Севера, будет способствовать развитию проекта «Урал промышленный – Урал полярный». Согласны ли Вы с его мнением?

  • Я, конечно, не такой масштабный политик как Геннадий Семёнович, но считаю, что нашей территории эта магистраль пойдёт на пользу. Как вы знаете, на территории района есть участки, определённые для поиска углеводородного сырья, но к ним нужны подъезды, и дорога поможет пробраться в глушь. Кроме того, любая построенная автомобильная трасса требует придорожной инфраструктуры: это сеть автозаправок, кафе, магазинов, за трассой также необходимо ухаживать, одним словом, в результате её запуска появятся новые рабочие места. А ещё дорога позволит связать северные территории с южными, и станет возможным обмен ресурсами и товарами. Всё это приведёт к оживлению экономики.

- В одном из своих выступлений вы выразили уверенность, что появление моста через реку Тавду даст толчок развитию заречной части Нижнетавдинского района. Есть ли инвесторы, готовые вкладывать деньги в эту территорию?

  • Крупных капиталовложений пока нет, тем не менее, чувствуется, что подул ветер перемен. К примеру, в Миясском сельском поселении строится жильё, активнее развивается подсобное хозяйство, закрытое акционерное общество «Парус» разрабатывает залежные земли, с новой силой «задышала» животноводческая ферма.

- Вместе с новой дорогой протянется ли в Заболотье электрическая ветка?

  • Если будет создана транспортная система, то жителям деревни Кускургуль будет легче жить, что касается строительства электролинии, то следует заметить, что это очень дорогое мероприятие, поэтому дешевле использовать станцию, работающую на дизтопливе. Думаю, в ближайшее время подход к проблеме останется прежним: экономическая выгода будет определять политику.

Нельзя отдавать завоёванных рубежей

Мост через реку Тавду. За серой завесой снега еле различаются дальние леса. Главный редактор газеты «Светлый путь» Михаил Князев даёт старт: «Вот с этого места начинается наше путешествие!» Мы садимся в автомобили и едем по снежной трассе. Что нас ждёт в пути? Какие люди встретятся на перекрёстках дорог? Жуть, как интересно…

В 12.01 редакционная группа выехала в сторону затерянного в болотах селения Кускургуль. По радио сообщили, что всю неделю будет идти сильный снегопад. Вспомнилось почему-то фантастическое произведение Станислава Лема «Солярис». Один из героев книги, летчик-космонавт, вот так же, как мы, пробирался сквозь молочную субстанцию, состоящую из белых хлопьев. Он ясно видел, как на свинцовой поверхности океана появлялись города и сады. Сначала они затвердевали, потом разрушались, исчезая в бурлящей воронке. Заболотье – это своего рода Солярис, неизведанный мир со своим укладом. Я не удивлюсь, если учёные когда-нибудь откроют здесь новые виды или подвиды растений и животных, настолько велика изоляция этой территории.

До Междуреченского почти 300 км. В пределах Нижнетавдинского района дорога проходит мимо таких населённых пунктов, как Троицкое, Вершина, Кускургуль. Это всё небольшие, уединённые деревни.

Мы едем по неровной, еле различимой поверхности, чувствуя, как цивилизация отступает, отдаляется с каждым километром: вот исчезли линии электропередачи, стали реже попадаться дорожные знаки, вот и связь пропала, индикатор на сотовом телефоне уныло показываёт единственную чёрточку.

Деревня Вершина. Здесь живут татары и чуваши. Дома тесно прижались друг к другу, как будто испугавшись окружающего бесконечного пространства. Раньше здесь зеленело, волновалось и шумело пшеничное море, а сейчас всё заброшено, поля заросли молодым тонкоствольным березняком, через который не пройти, не проехать, разве что перелететь можно. А так хочется, чтобы вновь наливалась соком и вызревала пшеница, колосилась рожь, клонился до земли овёс. Сколько сил было потрачено, чтобы выкорчевать леса, освободить землю от густого кустарника, удобрить её. Нет, нельзя отдавать завоёванных рубежей, нельзя отступать перед трудностями.

Море клюквы и брусники

За Вершиной начинается зимник. Он проходит по обширным топким болотам, на которых есть возвышенные участки, называемые «островами». Белая дорога петляет мимо островов, и мы ощущаем себя членами команды Христофора Колумба, первооткрывателями, забредшими на своих каравеллах в неведомую лазурную даль, на край океана. Только вместо солёных брызг и пряных ароматов ветер бросает на лобовое стекло автомобиля горсти девственного снега.

  • Как-то на осушенном болоте посеяли овёс, - неожиданно подаёт голос шеф, - мякина вымахала высотой в полтора метра, а зерна-то почти не было! Мы порой грубо вмешиваемся в природу, пытаемся повернуть реки вспять, и у нас ничего не получается, потому что нужно следовать её вековечным законам. Если болото - собирай морошку, если лес – руби дрова.

И он снова умолкает, глядя вдаль и размышляя о чём-то.

Вдалеке показался Кускургуль. Что даст местным жителям новая дорога? Наш редактор делает предположение, что, конечно, трасса оживит экономику деревни, предприимчивые люди наладят кооперативные связи с большой землёй, кускургульская клюква заполонит рынки Тюмени. Но не всё так однозначно. Не разрушит ли вероломная цивилизация хрупкое равновесие между природой и человеком, устоит ли скромный труженик перед соблазнами сверкающего и жестокого мира, не выгребут ли ухабистые дельцы, глухие к пению птиц и шуму кедров, природные богатства окрестных мест? Время покажет…

Сюда можно добраться на самолёте

Мы уже мчимся по Тобольскому району. Величавые пихты подступают к нам так близко, что кажется, будто вечерние сумерки неожиданно опустились на землю. На ум приходят слова из стихотворения великого Гёте: «Я жизнь прожил до половины и очутился в сумрачном лесу». Долой меланхолию! С разбега въезжаем в посёлок Янгутум. Местные жители торгуют рыбой возле хозяйственных строений, возведённых из толстых сосновых брёвен. Сразу видно: здесь живут крепкие хозяева. Возле сараев на прилавках разложены дары местной природы. Есть и рубиновая брусника, и клюква, ставшая за зиму сладкой, и боярышник, который так хорошо успокаивает нервы, и янгутумский жирный карась, правда, слегка перемороженный, и дорогая говядина. Владислав Захаров останавливает местного жителя и заводит с ним душевный разговор.

  • У вас, видно, дороги плохие?

  • Да, здесь кругом болота, летом можно добраться на самолёте, который доставляет жителей и продукты по маршруту Тюмень – Янгутум – Лайтамак – Тобольск. А по земле бесполезно пытаться – засосёт трясина, и не выберешься.

  • А зимой как?

  • Зимой добраться можно, но в обильный снег дорогу так переметает, что приходится ждать, пока расчистят.

  • Снег регулярно убирают?

  • Бывает, что и не успевают.

  • А как Вы думаете, новая трасса принесёт вам пользу? – задаёт свой сокровенный вопрос тюменский журналист.

  • Конечно, мы сможем выезжать в другие населённые пункты и продавать свою продукцию. А то ведь убытки терпим! Ладно, зимой рыбу можно заморозить, а летом что с ней делать? Она портится, как молоко: протухнет или зачервится - и всё!

  • Вы про нас плохое не пишите! – кричат нам женщины, стоящие за прилавком, поняв, что мы корреспонденты. – А то знаем мы вас! Я объясняю, что мы, как казахские акыны: поём о том, что видим, и в наших статьях не будет ни капли вымысла. Они смеются задорно, шутят, а наша «каравелла» выходит из гавани Янгутум навстречу новым приключениям.

На краю посёлка есть аэродром. Сейчас он безмолвствует, но летом на его луговое лоно будут приземляться самолёты. Посреди аэродрома дремлет «кукурузник», грустно опустив крылья до земли. Придёт время, и заботливый механик смажет механизмы, подкрутит гайки и напоит машину топливом. И вот уже самолёт, гордый Ан-2, купается в первых лучах утреннего солнца, ловит восходящие хрустальные потоки, а под ним спит зелёно-голубая бездна…

Кумские болота – лаборатория природы

Снег ложится ровным покрывалом на землю-матушку, в таком наряде она напоминает чистую и скромную невесту. Вот среди сумрачного пихтового леса появляется луговина, на которой стоит забытый стог. Может, хозяин тяжко заболел и не смог за ним приехать? Или, скорее всего, начались обложные дожди, и лесная дорога превратилась в густой кисель, так что до сена не было возможности добраться. Константин Паустовский в своём произведении «Мещёрская сторона» написал: «Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью. Я вырывал в сене глубокую нору, залезал в неё и всю ночь спал в стогу, будто в запертой комнате. А над лугами шёл холодный дождь, и ветер налетал косыми ударами». Красиво и верно сказано, так может написать лишь человек, проведший не одну ночь под звёздным сводом. Наверное, и этот стог мог стать тёплым прибежищем для странника, только здешние места настолько глухие, что вряд ли кто отважится сюда забрести. Хотя для дикого зверя лучше постели и не придумаешь.

Сразу за одиноким стогом на многие километры потянулись Кумские болота. Часа три мы созерцаем унылый серый пейзаж. На плоской, как огромное блюдо, поверхности то здесь, то там торчат низкорослые, искривлённые трудной жизнью сосны и такие же берёзки. Кое-где миражом в туманной мгле маячат острова, густо поросшие пихтой и сосной. Наверное, летом здесь веселее: болото просыпается, оживают зелёные мхи, прилетают утки, одним словом, вся местность наполняется жизнью. Осенью болото покрывается искристой россыпью клюквы, брусники и других северных ягод.

И все-таки не умеем мы рачительно и мудро использовать наши природные ресурсы, бездонные кладовые. Европейские страны мечтают о подобных условиях. Там же, где есть полезные ископаемые, возникает целая индустрия. В Канаде, например, или Норвегии растут величественные леса. Жители этих стран не торопятся экспортировать древесину за рубеж, наоборот, они на месте перерабатывают ценные породы, изготавливая высококачественную декоративную мебель, и ничего у них не идёт в отходы, даже стружка и опилки. В Германии решили не сжигать старые рождественские ёлки, а использовать их в качестве топлива. Теперь на этом сырье работает электростанция средней мощности, так что лесные красавицы дважды служат человеку: сначала дарят праздник, а потом согревают своим теплом.

В Швеции есть фирма «Орифлэйм», производящая качественную парфюмерию и косметику из экстрактов трав и арктических ягод. Мы покупаем кремы, бальзамы, изысканные духи с ароматом моря, забывая, что у нас под боком существует неизмеримо большее богатство, только его надо уметь взять.

А ещё из боярышника, шиповника, клюквы, голубики, брусники, ежевики и прочих дикоросов можно производить ценные лекарственные препараты. И тогда мы станем самой здоровой нацией на свете! Как вам, например, такой рекламный лозунг: «Косметика «КУМА», раскрой тайну сибирских болот» или «Впусти в себя дух леса». По-моему, звучит неплохо. Только, чтобы всё это осуществить, нужны острый ум и значительные капиталовложения.

Придорожное кафе

Останавливаемся возле небольшого домика, где, судя по всему, можно отобедать. За прилавком нас встречает скромная и приветливая девушка, которая в своём маленьком мирке, ограниченном с четырёх сторон стенами, работает продавцом и официанткой. Выбор продуктов здесь невелик, цены неприятно кусаются. Чувствуется влияние Севера. Чем дальше едем в этом направлении, тем интереснее места: история покорения Западной Сибири, освоения нефтяных месторождений оживает и становится такой же близкой и понятной, как холодное дыхание Арктики.

Поев пельменей, выхожу на улицу, чтобы осмотреть окрестности. Фотокорреспондент газеты «Тюменская область СЕГОДНЯ» Валерий Бычков увлечённо снимает какой-то серый, с виду неприметный фургон, у которого нет задней стенки. «Что в нём такого?» - думаю я, подходя ближе.

Внутри, среди автомобильных колёс, заваленных снегом, сидит серое пушистое, удивительно милое создание. Да это же лайка! Металлические, покрытые толстым слоем изморози стены фургона совсем не гармонируют с этим тёплым существом. Кажется, что лайке холодно: она мелко дрожит, переминается с лапы на лапу и, похоже, грустит. К машине подходит хозяин, он рассказывает, что ездил в Тюмень продавать лаек. Троих купили, одна вот осталась. Стало понятно, почему псу так грустно: его сестёр отделили и отдали в чужие руки. Не грусти, Сера (так зовут собаку), найдётся и для тебя добрый хозяин.

Постоялый двор

Снегопад прекратился, тяжёлые тучи заворочались над лесом, задевая огромными лапами верхушки деревьев. На фоне свинцово-синего неба берёзы кажутся особенно белыми и какими-то маленькими. Багровое солнце выглянуло под вечер, и мы ехали мимо пылающего заката. День догорел, как огарок свечи, как последний лучик жизни, и на землю синей тенью легла ночь.

Последние километры мы «крались» буквально на ощупь, дорога еле угадывалась в сплошной круговерти. Вдруг впереди появился огромный человек. Он начал размахивать несоразмерно длинными руками. Я уже захотел закричать что есть мочи, но человек превратился в клубы тумана. Показалось, наверное…

Гнетущая тишина повисла в салоне машины. Двигатель равномерно работал, выстукивая механическую симфонию. Мы вглядывались в темноту до рези в глазах. И вот к нашей общей радости, как будто из-за горизонта, то появляясь, то исчезая, замаячили многочисленные оранжевые огни. Это Междуреченский!

Остановились в гостинице «Виктория». Преодолев небольшой вестибюль, некое переходное пространство, отделяющее метель от тепла и уюта, тьму от света, мы очутились в просторном холле, устланном красивыми коврами.

За широким столом сидела приветливая женщина-админастратор, сзади неё на стене висели массивные круглые часы: один циферблат показывал местное время, другой – московское, третий – лондонское.

  • Подайте мне карету в Лондон, - пошутил Валерий Бычков.

Женщина строго посмотрела на странного гостя, а из боковой двери неожиданно вышел крупный мужчина в зелёном фартуке и белом колпаке. В руках он держал окровавленный нож. Мясник постоял с минуту, а потом удалился прочь.

  • Ты посмотри, какая здесь охрана, - кивнул я Валерию.

  • Это наш повар и вышибала, - пояснила, улыбаясь, администратор.

Валерий больше ничего не просил.

Мы расположились в трехместном номере. Во всем отеле стояла удивительная вкрадчивая тишина, казалось, что в других номерах никого нет, но мы знали, что гостиница полна народа. Так вот он какой, невозмутимый Север!

Прожив треть жизни, я всего лишь дважды останавливался в гостиницах. В первый раз это было в Тобольске, куда я приехал на олимпиаду для старшеклассников. Нас поселили в приличный отель, мне достался номер с телевизором, душем, кухней, в которой при желании можно было приготовить сносный ужин. Другой эпизод связан с моим первым приездом в Нижнюю Тавду. Надо отметить, что пребывание в нашей гостинице не оказалось особо приятным. Хотелось помыться, съесть чего-нибудь горячего, но таких услуг мне никто не смог предоставить. Ночь я провёл в унылом номере с невыразительными обоями. (Но это было в 2006 году, с тех пор многое изменилось).

«Виктория», конечно, отличается и внешним видом, и уровнем сервиса. Здесь есть всё, начиная от бритвенного набора и заканчивая шапочкой для душа. Полотенце для лица, полотенце для тела, голубой махровый халат, коврик для ног – в такой обстановке хочется не только провести ночь, здесь хочется жить постоянно. Я убеждён, что гостиница является лицом, визитной карточкой любого населённого пункта, плохо, когда она не соответствует статусу территории.

Вот так завершился первый день нашей «Дикой экспедиции»: мы легли спать в радостном предвкушении «завтра», которое, безусловно, принесёт немало интересных встреч и увлекательных событий. Сон подошёл к нам под мерный шум пихт и тихий шёпот ветра…

Продолжение следует...

Сергей ГУБАРЕВ.

Фото автора