40% всех факторов, ухудшающих условия существования детей, сосредоточены
в школе. Эту проблему в последние годы признали, кажется, все - и
педагоги, и родители, и психологи, и чиновники.
По данным Института возрастной физиологии, примерно 20% детей,
поступающих в школу, имеют нарушение психического здоровья пограничного
характера, а к концу первого класса их становится 60-70%. Ведущую роль в
быстром ухудшении здоровья детей играет школьный стресс.
Учёба в школе - это регулярные контрольные работы, тесты, опросы.
Главные школьные испытания - экзамены, которые проводятся в 9 и 11
классах. Экзамены часто накладываются на проблемы, вызванные одним из
сложных жизненных этапов - подростковым кризисом, плюс острая нехватка
времени, сопровождающая школьную жизнь детей с первого до последнего
года учёбы. Поэтому цейтнот является одной из главных причин школьного
стресса.
Учащиеся 9 "А" класса Каскаринской средней школы N 1 вместе с психологом
молодёжного центра "Поколение" попытались ответить на вопрос "Как
справиться с нехваткой времени?"
При обсуждении этой проблемы пришли к выводу, что, действительно, очень
часто в жизни школьника возникают такие ситуации, когда одно дело ещё не
закончено, а необходимо уже браться за другое, когда не успеваешь
сделать уроки, выполнить какие-то обязанности по дому, мало времени
остаётся на подготовку к экзаменам. Наступает момент, когда чувствуешь
бессилие, апатию, всё валится из рук и ничего не хочется делать.
Пройдя тест "Умеете ли вы справляться со стрессом?" и проанализировав
график "Моя рабочая неделя", подростки нашли варианты предотвращения
цейтнота:
-
планирование предстоящих дел;
-
выполнение домашних заданий, помогающее разгрузить те дни, когда есть
внешкольные занятия, и отказ браться за несколько дел одновременно.
Планируя свои дела, необходимо также учитывать время для отдыха и
восстановления сил.
В конце занятий девятиклассники познакомились с некоторыми методами
быстрой мобилизации ресурсов и восстановления сил. Это может быть,
например, массаж активных точек: массаж мочек ушей, надавливание большим
пальцем на точку между губой и подбородком, массаж переносицы и области
"третьего глаза".
Конечно же, совершенно исключить из жизни ситуации нехватки времени
невозможно, но можно попытаться свести их к минимуму с помощью
планирования и рационального распределения сил. В конце концов, здоровье
и успех - результат наших поступков.
Зоя МАЛАХОВА.
с.Каскара.