Медиакарта
5:34 | 18 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Плюс порядок - минус стресс

40% всех факторов, ухудшающих условия существования детей, сосредоточены в школе. Эту проблему в последние годы признали, кажется, все - и педагоги, и родители, и психологи, и чиновники.

По данным Института возрастной физиологии, примерно 20% детей, поступающих в школу, имеют нарушение психического здоровья пограничного характера, а к концу первого класса их становится 60-70%. Ведущую роль в быстром ухудшении здоровья детей играет школьный стресс.

Учёба в школе - это регулярные контрольные работы, тесты, опросы. Главные школьные испытания - экзамены, которые проводятся в 9 и 11 классах. Экзамены часто накладываются на проблемы, вызванные одним из сложных жизненных этапов - подростковым кризисом, плюс острая нехватка времени, сопровождающая школьную жизнь детей с первого до последнего года учёбы. Поэтому цейтнот является одной из главных причин школьного стресса.

Учащиеся 9 "А" класса Каскаринской средней школы N 1 вместе с психологом молодёжного центра "Поколение" попытались ответить на вопрос "Как справиться с нехваткой времени?"

При обсуждении этой проблемы пришли к выводу, что, действительно, очень часто в жизни школьника возникают такие ситуации, когда одно дело ещё не закончено, а необходимо уже браться за другое, когда не успеваешь сделать уроки, выполнить какие-то обязанности по дому, мало времени остаётся на подготовку к экзаменам. Наступает момент, когда чувствуешь бессилие, апатию, всё валится из рук и ничего не хочется делать.

Пройдя тест "Умеете ли вы справляться со стрессом?" и проанализировав график "Моя рабочая неделя", подростки нашли варианты предотвращения цейтнота:

  • планирование предстоящих дел;

  • выполнение домашних заданий, помогающее разгрузить те дни, когда есть внешкольные занятия, и отказ браться за несколько дел одновременно.

Планируя свои дела, необходимо также учитывать время для отдыха и восстановления сил.

В конце занятий девятиклассники познакомились с некоторыми методами быстрой мобилизации ресурсов и восстановления сил. Это может быть, например, массаж активных точек: массаж мочек ушей, надавливание большим пальцем на точку между губой и подбородком, массаж переносицы и области "третьего глаза".

Конечно же, совершенно исключить из жизни ситуации нехватки времени невозможно, но можно попытаться свести их к минимуму с помощью планирования и рационального распределения сил. В конце концов, здоровье и успех - результат наших поступков.

Зоя МАЛАХОВА.

с.Каскара.