Медиакарта
21:27 | 18 августа 2024
Портал СМИ Тюменской области

Согретые Сибирью

Согретые Сибирью
12:57 | 01 июня 2011
Источник: Призыв

Война застала ленинградцев, как и сибиряков, за повседневной работой. Но как только 22 июня люди узнали о нападении фашистов, пошли с заявлениями в военкоматы об отправке на фронт. Ленинградские педагоги в том числе. Отбор был очень серьёзный, в армию мобилизовали по-настоящему полезных, обученных. Люди возвращались к гражданской работе, к своим воспитанникам. Несмотря на частые воздушные тревоги, сохраняли привычный образ жизни детского дома. Заботились о детях, прививали им заботу о городе. Дети делали всё, что могли, чтобы помочь обороне Ленинграда, который стал непреклонной крепостью. Овладевали военными знаниями. Упрямо не желали уезжать из осаждённого города, оглушённого воем сирен. Но избежать эвакуации было невозможно. На восток отправлялись целые заводы, предприятия, учреждения. Впечатляют документы тех лет: списки эвакуированных детей и педагогов, приказы, постановления. Эвакуация и жизнь ленинградцев в Сибири представляется как важное дело государственного значения.

Они уезжали пассажирским поездом, только по урокам географии представляя, что такое Сибирь. Пересадки проходили без особых сложностей: проверялись сопроводительные документы и давался «зелёный свет». Через несколько суток пути ленинградцы высадились на затемнённой платформе, где их уже встречали подводы. Куда дальше, никто не знал. Их повезли со станции в дальнее село Бушуево. Сто двадцать детей, осиротевших во время войны и до неё. (По архивным данным, детский дом в Бушуево организован 25 марта 1942 года). Разместить всех в селе было трудно, поэтому часть детей развезли в другие сёла. Осталось человек девяносто. Первым директором была назначена Вера Григорьевна Ионина.

Детским домом назывался большой двухэтажный деревянный дом (поясняют школьные архивариусы и воспитатель детского дома В.Я.Коровина – прим. автора). Расположен он был в ценре села, рядом с избой завхоза Афанасия Акимовича Анисимова. А вообще зданий было несколько. В одном – пионерская и спальная. В другом – групповые и спальные. В третьем – склад и столовая. Неподалёку стояла сельская изба-читальня.

В селе в сорок втором уже почти не было мужчин – только женщины и дети. Каждая из семей проводила на фронт отцов и сыновей, мужей и братьев. Встречала почтальонок, ждала писем, рыдала над похоронками. Деревенская ребятня любопытствующее приняла ленинградских детей. Первое, что интересовало деревенских:

– А вы видели танки? А они сильнее «тигров»?

По этому поводу все здешние мальчики просто обзавидовались – они не видели танков. Деревня была до крайности раздетой и голодной, но ребята не унывали. Детский дом в селе был для них объектом особого интереса и неведомых им сведений о войне, о том, как там дела на фронте. Здесь были собраны дети-сироты Ленинграда и Ленинградской области от двух до четырнадцати лет. Воспитанники были поделены на три группы: младшую (дошкольную), среднюю и старшую. Педагогический коллектив и обслуживающий персонал насчитывал 28 человек. Воспитателями работали бушуевские женщины: Валентина Петровна Осипова, Анисья Акимовна Шабанова, Клавдия Лукинична Дюрягина, Валентина Яковлевна Коровина, Мария Даниловна Перевозкина. Анна Акимовна Простякова – ночной няней. Директором, после Веры Григорьевны, была до конца войны Клавдия Ивановна Попова.

Мария Даниловна Перевозкина, одна из первых воспитателей, начала свою работу в детдоме в 1942 году, с момента его образования. Была воспитателем у семилеток – младших школьников. Она вспоминала, что ленинградские дети были хорошо одеты, воспитаны, прилежно учились, много знали. В школе проводились для них утренники, работали кружки. На занятия их отводили воспитатели, они же встречали детей после уроков. Анна Акимовна Простякова пришла в детский дом четырнадцатилетней девушкой. Её приняли уборщицей, потом – ночной няней. По её воспоминаниям можно судить о том, что ленинградские школьники не только учились, но и ударно трудились во имя Победы. Детский дом имел своё подсобное хозяйство. Было четырнадцать коров передано из колхоза детдомовским детям. За ними ухаживали, кормили и доили две доярки: тётя Сина и тётя Маша. Держали на подсобном быков и свиней. Детдомовцы сами обрабатывали картофельное поле, участок под овощами. Пилили лес и рубили дрова педагоги и обслуживающий персонал. Была в детдоме и своя прачечная. Стирала на всю детвору одна прачка Нина Афанасьевна Анисимова (Феоктистова). В большом котле – на 120 вёдер – кипятила простыни и рубашки, стирала школьную форму и повседневную одежду. Из колодца на коромысле носила воду. По словам Валентины Яковлевны Коровиной, редкого трудолюбия женщина. Она по сей день живёт в селе Юргинское.

Словом, свой мир, своё государство с большими и маленькими заботами. Городские дети особенно привязались к животным на подсобном, припасали немного каши и хлеба для телят и хрюшек. Помогали дояркам кормить коров и свиней.

Дети ни на минуту не забывали, что враг у Ленинграда. Сами сочиняли стихи о родном городе, рисовали плакаты. Первый концерт состоялся на Октябрьские праздники. Выпал снег. Детишки поначалу побаивались его, сибирская зима представлялась им очень суровой. Оказалось, что снег в Бушуево такой же, как в Ленинграде. Пушистый, белый. А странные сибирские морозы не вызывали даже насморка! Ленинградские девушки, в беретиках и пальтишках, расчищали снег, юноши-старшеклассники делали горку. Часть детей прибыли обмороженными из Ленинграда. Валентина Яковлевна вспоминает, что один парнишечка с больными руками всё время сидел у дверей и плакал. Много потрясений пережили ленинградцы. Грелись у тёплой печи, облепив её со всех сторон. В такие минуты было как-то особенно покойно.

Казалось бы, деревенская глушь, жирная, липкая грязь, из которой ноги вытаскивались отдельно от ботинок – сибирское межсезонье длилось восемь месяцев, с марта по ноябрь, сложное положение на фронте, новые большие наступления противника – всё это должно было вызывать отчаяние, уныние, но нет, было какое-то тёплое чувство от общения с добрыми, простодушными людьми, сибирской природой. Речкой, нарядным лесом, полевыми цветами. От осознания того, что жизнь вне опасности.

Всю войну в школе изучали военное дело, гражданскую оборону. По этим предметам ленинградцы были круглыми отличниками. Очень гордились своими знаниями и навыками.

С ликованием встретили известие о снятии блокады в 1944 году. Всё было наполнено воздухом предстоящей победы…

Послесловие Ленинградский детский дом в Бушуево, по данным музея школы, расформирован был в 50-х годах. Последним его директором работала Анисья Акимовна Шабанова. Очень немногих из воспитанников забирали родители, вернувшиеся с фронта. Все ждали с отчаянной надеждой, что за ними приедут. Описать радость этих встреч нельзя – нет таких слов. Большую же часть воспитанников увезли в детские дома. Здания, где Бушуевский детдом размещался, не сохранились.

Т. УСОЛЬЦЕВА

Фото из семейного альбома В.Я. Коровиной