Медиакарта
10:47 | 27 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Диспетчер РЭС слушает!»

В прошлом году районные электрические сети отметили свой сорокалетний юбилей. За эти годы окрепла материально-техническая база предприятия, увеличились объёмы обслуживаемых электросетей, сформировался коллектив. Диспетчерская служба создавалась и развивалась параллельно. Главная задача диспетчеров во все времена была – держать связь с потребителями, координировать действия оперативно-выездных ремонтных бригад, взаимодействовать с диспетчерскими службами других районов.

К примеру, бригада службы линии 35 кВ и выше обслуживает три района – наш, Аромашевский и Бердюжский. Аварийно-восстановительные работы голышмановские энергетики выполняют и в Ишимском, и в Викуловском, и во многих других районах. На восемь районов – только у нас ещё сохранена ремонтно-восстановительная бригада, руководит которой мастер В.П. Швецов.

Многие из потребителей, когда отключают электричество, хватаются за трубку телефона и звонят в РЭС. Они интересуются, что случилось, когда будет включен свет, не потекут ли холодильники и не просмотрят ли любимый сериал? В это время буквально «раскаляется» телефон в диспетчерской, и на все звонки спокойно и чётко отвечают диспетчера. Они предупреждают о плановом отключении электроэнергии многие предприятия, организации, учреждения, магазины. Возможности оповещать частников у РЭС нет, поэтому приходится объясняться напрямую.

«Святая святых» районных электросетей – диспетчерская служба. За дверью с надписью «Посторонним вход запрещён» – день и ночь дежурят диспетчера, их шестеро. От этих людей зависит, насколько быстро, чётко будет организовано устранение аварийных ситуаций, насколько оперативно направлена будет на место аварии бригада. Старший диспетчер – Дмитрий Владимирович Федосов. Он на «боевом посту» ежедневно. За пультом управления дежурные диспетчера несут службу посменно – по 12 часов в сутки.

Два года назад в диспетчерском пункте была установлена новая оперативная схема электрификации района. Огромный мнемощит наглядно показывает, где какие линии электропередач проходят, с какой подстанции «запитаны» объекты – электролинии обрываются только на границах района, дальше их обслуживают другие РЭСы. Красиво горят маячки на КТП (комплексных трансформаторных подстанциях). А.А. Лежнёв рассказывает:

Нас часто спрашивают: если в доме свет погас, у вас там огоньки мигают? Нет, не мигают, об этом нам сообщают сами потребители. Если вдруг происходит авария на крупной подстанции, тогда есть общий аварийный сигнал, но и то не со всех КТП.

Все-таки главным орудием производства у диспетчеров остаётся телефон. Принять звонок, направить на место аварии бригаду, передать распоряжение об устранении – всё необходимо сделать в считанные минуты.

По словам начальника РЭС А.В. Черепа, по правилам службы частный сектор является потребителем третьей категории. То есть, в случае аварий энергетики будут сначала устранять неисправности на социально значимых объектах, а уже потом обслуживать заявки частных лиц, по мере их поступления. Оказывается, частники могут, по этим же правилам, просидеть без света до трёх суток. Но у нас, к счастью, такого не случается, всё-таки энергетики работают достаточно оперативно.

Дежурный диспетчер принимает заявку от потребителя по телефону: 2-56-03. Оперативно-выездная бригада выезжает и выясняет причину. Работники РЭС устраняют неполадки совершенно бесплатно только до ввода в здание – здесь заканчиваются, как сказал А.В. Череп, «границы балансовой принадлежности предприятия». Если есть неисправность до этой границы – энергетики её устранят. Если до ввода в дом всё в порядке, а неисправность отмечена в самом здании, частникам придётся изрядно потрудиться, чтобы исправить неполадки.

Это наша, потребителей, беда – мы не знаем, куда обратиться, где найти специалиста. Обратилась я в диспетчерскую службу ОАО «Голышмановожилкомсервис». Диспетчер Р.В. Старосельникова, которая на посту ЖКХ уже более 20 лет трудится, ответила, что у них энергетики работают только с электричеством в котельных и подъездах. Специальной службы, которая бы обслуживала население, в коммунальном хозяйстве нет. А люди звонят каждый день в поисках электрика, который мог бы поменять проводку, заменить розетку или сгоревший автомат. Очень часто звонят на телефон «05» – по старой памяти. Когда-то он принадлежал аварийной бригаде коммунальных электросетей. Сейчас такого предприятия нет, а телефон остался у ООО «Голышмановоэнергосервис». Обратилась к директору предприятия А.А. Довганю. Александр Александрович отметил, что у них тоже нет аварийной бригады, обслуживающей население. Предприятие работает по договорам со многими организациями, обслуживает школы и детские сады.

Мы можем выполнить заявку частника, но только в рабочее время, с 8 часов утра до 5 часов вечера, – объяснил А.А. Довгань. – Вызов нашей машины будет стоить сто рублей. Плюс – затраты по устранению неисправности. Стоимость, к примеру, розетки, замену провода оплачивает население в кассу нашего предприятия.

А.А. Довгань также отметил, что платные услуги предприятия — не выход из положения, аварийная служба нужна. В конечном счёте потребители исправно вносят деньги за потреблённую электроэнергию, а вот обслуживать никто не берётся.

Стоит отметить, что в последние годы электроэнергию отключают всё больше с целью плановых, профилактических мероприятий. К ним потребители уже стали привыкать. Аварийные отключения случаются реже.

Любовь Алексеева

Фото Екатерины КАДОЧНИКОВОЙ

На снимке: А.А. Лежнёв в диспетчерском пункте.