Медиакарта
2:28 | 18 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Не всякую конфету легко разжевать

– Если предлагают отведать конфету, которую ни разу не пробовали, вы же не можете с виду определить – вкусная она или нет. Вот и я незнакомую конфету в рот взял, пожевал, а теперь думаю — выплюнуть или нет, – так отозвался о программе выхода на самозанятость один из её участников.

Назовём его Сергеем. Своё настоящее имя он просил не называть. Стать индивидуальным предпринимателем этот человек решился по той же причине, что и остальные участники программы — не мог трудоустроиться в родной деревне, а до пенсии ещё далеко. Решил зарабатывать на собственном подворье — выращивать бычков на мясо.

– Денег мало дают. На пятьдесят тысяч рублей развиться нереально. Вот давали бы тысяч пятьсот безвозмездно — другое дело, человек смог бы построить бизнес. А так получилось, что словно на свои деньги телят купил. На оформление всех документов потратил почти столько же, сколько от государства получил, – объяснил своё недовольство программой Сергей.

Конечно, на те пятьдесят восемь тысяч рублей единовременной выплаты по самозанятости враз успешный бизнес не построишь. Но ведь и эти деньги на дороге не валяются... И задача программы не в том, чтобы предоставить человеку всё и сразу. У государства просто нет возможности безвозмездно выдавать каждому желающему открыть собственное дело по полмиллиона рублей. Цель проекта в другом – помочь действительно нуждающимся людям, тем, кому негде работать и не на что купить хлеб и одеть детей. Таким предоставляется первоначальный капитал на открытие собственного дела, а уж будет ли от этого толк – зависит от стараний и усердия самого человека.

За три года действия программы «Самозанятость» её участниками в нашем районе стали сто девять человек. Сейчас многие из них, как и Сергей, находятся в раздумьях – продолжать предпринимательскую деятельность или нет. Двадцать шесть «самозанятых» бизнесменов уже приняли решение — закрыли свои предприятия. Их «переквалификации» обратно в безработные, к сожалению, мало что препятствовало. При оказании финансовой помощи с участником программы заключается договор об организации содействия самозанятости сроком на один год. Предприниматель обязан отчитаться перед Управлением социальной защиты только в целевом использовании полученных средств, а о том, как идёт у него дело, он не отчитывается. После истечения указанного периода времени бизнесмен и вовсе отправляется в свободное плавание и уже сам волен решать — продолжать ему предпринимательскую деятельность или нет. Единственная трудность, которую пришлось испытать несостоявшимся предпринимателям — «допрос» членов территориальной межведомственной комиссии по выходу граждан на самообеспечение и содействию их занятости о причинах закрытия ИП. Эта мера порой и способствует сохранению бизнеса: комиссии удалось убедить нескольких участников программы продолжить развитие своего дела. И всё же пережить такую «трёпку» гораздо легче, чем наказание деньгами. Возвращать полученные из государственной казны деньги обязаны только те участники программы, которые решили прекратить свою деятельность до истечения срока договора. Остальные — нет. Если бы срок, в течение которого нельзя было по собственному желанию закрыть ИП, длился дольше, чем один год, то, возможно, случаев прекращения предпринимательской деятельности было меньше. Это накладывало бы дополнительную ответственность на участников программы, а также ещё на первоначальном этапе отсеивало желающих просто поживиться за казённый счёт.

Среди тех, кто прекратил предпринимательскую деятельность, – люди, занимавшиеся грузоперевозками, оказанием услуг населению по ремонту техники, торговлей. В качестве основной причины прекращения предпринимательской деятельности они назвали то, что полученных ими доходов не хватает на покрытие всех необходимых платежей. Суммы отчислений в пенсионный фонд и фонды медицинского страхования с первого января текущего года повысились: в прошлом году в общей сложности нужно было уплатить чуть больше двенадцати тысяч рублей, в 2011 — свыше шестнадцати тысяч. Если к этим расходам прибавить обязательные налоговые отчисления, то сумму из семейного кошелька, действительно, приходится вынимать немалую. Но большинство бывших бизнесменов пытались заработать на развитии подсобного хозяйства. Кроме нерентабельности предприятий, они указали ещё одну проблему, мешающую эффективному развитию малого сельскохозяйственного бизнеса, — высокую стоимость кормов для животных и, наоборот, низкую закупочную цену на крестьянскую продукцию.

– Все думают, что купил живность и сразу жизнь наладилась, деньги рекой потекли. Несколько лет нужно, чтобы хоть немного легче стало: пока корова потомство даст, пока телёнок вырастет. А первое время выгоды нет никакой вообще. Сейчас всё, что получу на подворье, уходит в налоговую и пенсионный фонд. Мне ничего не остаётся. Разочаровался я в программе. Видать, не всякая конфета вкусна, – рассказывал Сергей. Казалось бы, в этой ситуации всё ясно. Людям вроде как помогли — вот вам деньги, развивайтесь, зарабатывайте. И одновременно с этим не дали «льготного» времени на развитие бизнеса — вот он и зачах, не успев окрепнуть. Но не зря же говорят: у каждой медали две стороны, и нельзя судить о лицевой её части, пока не взглянешь на изнанку.

От общего количества участников программы «Самозанятость» решение зарабатывать на подворье приняли больше половины. Это свыше шестидесяти человек. Из них индивидуальные предприятия закрыли семнадцать. Остальные продолжают свою деятельность и как-то справляются с трудностями. Житель посёлка Голышманово Александр Афанасьевич Иванов подсобное хозяйство источником дохода сделал два года назад. Большой прибыли пчеловодство пока не даёт, но вырученных денег хватает на уплату всех взносов и для нужд семьи. Ещё один участник программы Андрей Владимирович Кулаковский занимается реализацией пластиковых окон. Говорит, что и его налоги и отчисления «давят». Но как бы тяжело ни приходилось, сдаваться предприниматель не собирается. При огромной конкуренции делает всё возможное, чтобы расширить рынок сбыта и побольше заработать.

Существование проблемы, когда начинающим бизнесменам не хватает денег на покрытие всех долгов, никто не отрицает. В то же время в районе, как видим, есть примеры, когда люди, ставшие предпринимателями по программе «Самозанятость», работают по сей день и не собираются прекращать свою деятельность. Так может дело не только в том, что не всякая конфета вкусна, но и в том, что не всякую конфету легко разжевать?

Анастасия Дембицкая