Медиакарта
7:33 | 18 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Счётчики – по закону. А штрафы?

После опубликования в нашей газете за 24 мая объявления комитета по жилищно-коммунальной политике администрации округа «Если нет прибора учёта воды» в редакцию поступили сразу два коллективных письма.

Первое от 15 жителей, проживающих по улице Мелиораторов, обращено также к председателю Думы округа, главе администрации округа, межрайонному прокурору, констатирует, что объявление затрагивает интересы большей части населения и влияет на их материальное положение.

Второе – от горожан с улицы Солнечной мы публикуем без сокращения. Его текст достоверно передаёт тон и содержание телефонных звонков заводоуковцев.

«Уважаемая редакция газеты «Заводоуковские вести»!

Мы, жители микрорайона Сокольники, и, думаем, большинство населения городского округа, выражаем вам признательность за то, что на страницах газеты есть материалы по злободневной теме энергосберегающих мероприятий, в том числе по вопросу установки счётчиков на оказываемые услуги по теплу и воде. Домыслы и разные предположения, которые имеют место быть у населения, крайне противоречивы. Согласны, коль такое время, иного варианта как оплачивать услуги быть не может. Но вот, на наш взгляд, руководители системы ЖКХ как бы специально замалчивают, что существует определённый порядок установки приборов учёта.

Его доступно объясняет читателям газета «Тюменские известия». В частности в № 60 за 14.04.2011г. на странице седьмой в статье «Установка счётчиков – дело непростое» даётся разъяснение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области, где чётко отмечено, что обязанность по установке, замене, эксплуатации приборов учёта возлагается на организации, к которым присоединён потребитель. Это первое и главное.

Далее. Должен быть составлен договор, содержащий ряд важных пунктов, в том числе гарантии исполнителя. Оговорено, что «граждане, управляющие организации и садоводческие объединения, не получившие предложения от организации, к сетям которой они присоединены, вправе направить заявление по данному факту в Управление ФАС по Тюменской области». Более подробную информацию можно получить по телефону ФАС: (3452) 505-805.

Довольно доступный и исчерпывающий материал. Да вот только что-то не увязывается его содержание с действиями должностных лиц в нашем округе. Вместо того, чтобы, невзирая на должности, дружно и безотлагательно идти к населению и разъяснять, что должны жители, а что исполнители (поставщики услуг), наши руководители применяют метод устрашения, так сказать, машут над нашими головами арапником с угрозами штрафов. Мол, вы должны! Беспрекословно!

Простите, но, в первую очередь, должны вы. По меткому замечанию депутата Тюменской городской Думы, вице-президента «ТНК-ВР» Олега Чемезова («Тюменские известия» №89 от 26.05.2011 г.), «чиновник должен пахать, как раб на галере…». Несколько странным, если не искать глубже, можно назвать метод устрашения населения не только штрафами, но и и угрозой отключения воды, тепла. Он вызывает сомнения в юридической компетенции должностных лиц системы ЖКХ.

По какому праву умалчивается график теплоподачи из котельных в дома? Когда и где он был обнародован? А сколько сэкономлено средств при недопоставке тепла в квартиры? Диспетчеры скромно отвечают: «Всё в компьютере». Из-за чьей-то недоработки с населением по оплате грозят снизить подачу тепла на 30%. А вправе ли? Нет! Так почему нет материала о том, что прокуратура, как высший надзорный орган, опротестовала такие действия, документы, объявления? А было бы лучше, коль уж мы так ратуем за рыночные отношения, поучиться там, где все эти услуги хорошо отлажены, например, у финнов. Те же «Тюменские известия» (№ 88 от 25.05.2011г.) пишут, что только Россия живёт с понятием «отопительный сезон» и о чёрной дыре в системе ЖКХ. На всё не хватает средств? Не сидите, пашите, идите к людям, господа. И больше правды!

Впереди установка теплосчётчиков и новый отопительный сезон. Давайте будем стремиться к взаимопониманию, уважать население, ведь за счёт наших налогов и разных платежей руководители соответствующих организаций могут безбедно жить, забывая о том, что они живут и работают для людей.

Кстати, о воде, которую должны считать счётчики. Она у нас вонючая, бурая, и мы несём затраты на её фильтрацию.

Быть может, не все согласны с нашим мнением, но мы надеемся на определённые перемены к лучшему».

Р. Жук, В.Токмаков,

В. Костылев, г. Заводоуковск

За комментарием я обратилась к председателю комитета по жилищно-коммунальной политике Татьяне Ашихминой. Вот её точка зрения:

– Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг установлены Правилами предоставления коммунальных услуг, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 23.06.2006 г. № 307, а также Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Они утверждены Постановлением Правительства РФ № 354 от 06. 05. 2011 г. и скоро вступят в силу. Согласно этим правилам коммунальной услугой является деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электро- и газоснабжению, отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. В норматив водоснабжения включается расход воды, исходя из расчёта на одного потребителя, необходимый для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома (т.е. использование ванны, душа, раковины, мойки, унитаза, общеквартирные нужды) согласно Постановлению Правительства РФ № 306 от 23.05.2006 г.

Коммунальные услуги предо¬ставляются потребителям в соответствии с жилищным законодательством РФ с момента возникновения права собственника на жилое помещение, со дня заключения договоров аренды или социального найма.

Жителям благоустроенных домов, особенно коттеджей, имеющим рядом с домами земельные участки, необходимо иметь в виду, что объём потреблённой воды равен объёму водоотведения. Поэтому если в квитанции на оплату коммунальных услуг есть строки по водоснабжению и канализованию, необходимо иметь отдельный прибор учёта воды на летний полив. Тогда вода, потреблённая на полив, не будет засчитываться в объём канализованной воды.

В случае если в доме есть вода и нет канализации, или есть вода, а канализацию оплачивают по мере накопления ёмкости по разовой заявке, достаточно иметь один прибор учёта воды, который будет учитывать воду, потреблённую в доме и на полив.

Стоимость прибора учёта воды колеблется от 300 до 500 рублей. Если нет возможности его установить самостоятельно, необходимо обратиться с заявкой в ЖКХ.

Пользование сетями уличного водоснабжения, имевшимися с предыдущих лет, не расценивается как самовольное подключение к централизованной системе водоснабжения.

Подключение потребителей без выполнения технических условий (выданных коммунальным предприятием) и разрешения на производство работ (выданного администрацией округа), проведённое в текущем году, расценивается как факт самовольного подключения к централизованной системе водоснабжения, что согласно статье 7.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях влечёт административную ответственность в виде штрафов на граждан от 1000 до 1500 рублей, на должностных лиц – от 2000 до 3000 рублей, на юридических лиц – от 20 до 30 тысяч рублей.

Услуги по летнему поливу оплачиваются на основании договора потребителя с предприятием ЖКХ по тарифам, утверждённым приказами департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области. В городе Заводоуковске один кубометр воды стоит для населения 25 рублей 64 копейки независимо от вида его использования (полив, поение скота, хознужды, и т.д.).

На основании приказа вышеупомянутого департамента № 144/ 01 – 05-ОС от 25.10. 2010 г. с 1. 01. 2011 г. установлен и введён в действие тариф в сумме 25 рублей шести копеек (с НДС) за один кубометр воды. Решением Думы округа с 1.02.2011 г. введена инвестиционная надбавка к тарифу на водоснабжение в сумме 58 копеек (с НДС) за один кубометр. Общая сумма тарифа составила 25 рублей 64 копейки за один кубометр. В структуру стоимости водоснабжения включены затраты на подъём и транспортировку воды. Это затраты на электроэнергию, заработную плату основных производственных рабочих, единый социальный налог, амортизацию, на ремонт и техническое обслуживание, аварийно-восстановительные работы, транспортные, цеховые и общеэксплуатационные расходы.

Вода – такой же продукт, как хлеб или молоко. За её потребление надо платить. А между тем из 15 человек, проживающих в микрорайоне Мелиораторов, подписавших письмо, оплату за полив одной сотки в прошлом году произвели шестеро, за четыре сотки – один. Остальные вообще не платили. В целом по коттеджам на улице Мелиораторов, №№ 5, 5а, 6, 7, 7а, 9, 10, 11, 13, 15, 17 из 44 потребителей в 2010 году оплатили летний полив 22 потребителя. Из трёх обратившихся в редакцию горожан из микрорайона Сокольники только двое оплатили полив.

Чтобы верно определить стоимость одного кубометра воды, необходимо учесть всех потребителей на летнем поливе. Чем больше объём потреблённой воды, тем ниже её себестоимость, и, соответственно, тариф. Жители коттеджей, как правило, употребляют воду из летнего водопровода не только на полив, но и на другие хозяйственные нужды. Оплата полива одной сотки в предыдущие годы подразумевала использование 31 кубометра воды в течение всего лета, однако анализ показывает, что потребители со счётчиками расходуют 80-90 кубометров воды. Необходимость полного учёта потребления воды назрела давно, тем более этого требует и Федеральный закон № 261 от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении…». Если вернуться к составляющим стоимости одного кубометра воды, то возникает вопрос, почему все расходы должны ложиться на коммунальщиков и добросовестную часть пользователей, которых немало в округе? А со дня опубликования объявления в городе установили ещё более 500 приборов учёта воды.

От редакции:

Если статья 7.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях приравнивает самовольное подключение к энергетическим сетям, нефтепроводам и нефтепродуктопроводам и газопроводам к самовольному (безучётному) использованию электричества, тепла, нефти, газа или нефтепродуктов, то по статье 7.20 штраф полагается только за самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения. О наказании за самовольное пользование водой в статье – ни слова.

Так можно ли отсутствие приборов учёта на летний полив расценивать как факт самовольного подключения потребителя к централизованной системе водоснабжения?

Вот какие разъяснения даёт юрисконсульт Заводоуковского ЖКХ Зинаида Майканова:

– Согласно правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307, пункт 53, потребителю запрещается:

в) самовольно присоединяться к внутридомовым инженерным системам или присоединяться к ним в обход коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учёта, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы без внесения в установленном порядке изменений в техническую документацию на многоквартирный дом или жилой дом, либо в технический паспорт жилого помещения;

д) самовольно нарушать пломбы на приборах учёта, демонтировать приборы учёта и осуществлять действия, направленные на искажение их показаний или повреждение.

В соответствии с пунктом 80 исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг в случае выявления факта самовольного подключения потребителя к внутридомовым инженерным системам. Согласно пункту 91 потребителю помимо положений, предусмотренных пунктом 53 настоящих Правил, запрещается: б) самовольно без разрешения исполнителя присоединять к водоразборным колонкам трубы, шланги и иные устройства и сооружения.

Подключения, произведённые в водопроводных колодцах до 2011 года с разрешения МП «Заводоуковское ЖКХ», считаются законными.

Как следует из Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. № 167:

– самовольное присоединение к системам водоснабжения или канализации – это присоединение, произведённое без разрешительной документации либо с нарушением технических условий;

– самовольное пользование – это пользование системами водоснабжения и канализации при отсутствии договора на отпуск (получение) воды и приём (сброс) сточных вод, а также в случае нарушения условий договора абонентом.

Пункт 18 вышеупомянутых правил гласит: при отсутствии договора пользование системами коммунального водоснабжения и канализации считается самовольным.

Пунктом 57 прописано, что в случаях самовольного присоединения и самовольного пользования системами водоснабжения и канализации, количество израсходованной питьевой воды исчисляется по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 метра в секунду с момента обнаружения. Объём водоотведения при этом принимается равным объёму водопотребления.

От редакции:

Напрашивается вывод, что штрафы за самовольное подключение не могут применяться к тем, кто пользуется водой на полив (без счётчика).

По Федеральному закону «Об энергосбережении…» каждый потребитель коммунальных услуг должен установить индивидуальные приборы учёта самостоятельно или доверить установку соответствующей организации (оплатив её расходы) в срок до первого января 2012 года. На дворе – июнь 2011-го… Убедить людей в необходимости соблюдать правила и закон можно было и без угроз. А ещё лучше – в одном объявлении призывать устанавливать счётчики, а в другом напомнить об ответственности за самовольное подключение к сетям.

Лилия НАЗАРЕНКО

Фото автора