Медиакарта
5:35 | 18 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Из-под палки или из интереса?

Из-под палки или из интереса?
16:34 | 15 июня 2011
Источник: Красное знамя

К вопросу о том, почему пропадает интерес к чтению

"...Ну вот, пускай папа посмотрит, - сказала Лизавета Петровна, поднимая и поднося что-то красное, странное и колеблющееся (...)

Левин, глядя на это крошечное жалкое существо, делал тщетные усилия, чтобы найти в своей душе какие-нибудь признаки к нему отеческого чувства. Он чувствовал к нему только гадливость (...)"

Ну кто знает мужчину лучше него самого? А эти строки о чувствах и душевных переживаниях молодого мужа и отца писал столь нелюбимый школьниками русский классик Лев Толстой. Мама рассказывала мне, что однажды на уроке литературы в 8 классе учительница сказала: "Ни в коем случае не вступайте в брак, не прочитав "Войну и мир" и "Анну Каренину". Но мы, не учитывая жизненного опыта разных поколений, обобщённого в классических произведениях, предпочитаем "набивать себе шишки", руководствуясь принципом "у меня всё будет по другому".

Сегодня, в век информационных технологий, человек и вовсе считает себя другим - продвинутым. А книга в потребностях современников отходит на задний план. Почему пропадает интерес к чтению? Насколько хорошо мы знакомы с литературой вообще? К беседе приглашаются заведующая фондами Успенского краеведческого музея имени Г.Я.Сотникова Ольга Травина (35 лет), заведующая библиотекой села Горьковка Ольга Семахина (24 года), студентки ТГАМЭУП Рамиля Речапова (21 год, п.Андреевский) и Динара Каримова (21 год, с.Червишево).

Корр.: - Как вы считаете, что, кроме высшего образования, может сделать человека эрудированным интересным собеседником, разносторонне развитой личностью?

Травина: - Самообразование, чтение спецлитературы по выбранному профилю.

Семахина: - Нужно, чтобы у человека всегда присутствовало желание познавать Интернет, конечно, в этом смысле не заменит книгу.

Каримова: - Человек должен развивать наблюдательность, чтобы уметь анализировать поведение и поступки как свои, так и других людей. Нужно постоянно работать над собой, своим поведением и побольше читать.

Речапова: - Мне кажется, что уже в школе должна быть практическая направленность обучения.

Корр.: - Вы любили литературу в школе?

Семахина: - В школе, не скрою, многое по программе читать не хотелось, но с возрастом начинаешь чувствовать потребность в прочтении именно этих произведений, поэтому, как только появляется свободное время, сажусь за книгу. Всем, кто учится в школе, советую всё читать вовремя, потому что обязательно наступит момент, когда и "Войну и мир" прочитать захочется, и ещё многое другое, но времени уже не будет (в том числе и на исправление ошибок).

Травина: - Я литературу в школе очень любила и считаю, что в этом заслуга нашего педагога. Однако и тогда на уроках литературы работали всего 2-3 ученика, всех учитель заинтересовать не мог. Плюс только в том, что мы не были так сильно привязаны к телевизору.

Речапова: - Литературу, много читала с детства, потому что мама мне сумела привить интерес к книге. Но с тех пор, как стала студенткой, классику читаю меньше.

Каримова: - Я благодарна своим педагогам. Во втором классе учительница объявила конкурс на лучшего ученика, который больше всех читает, и я победила. Начиная с пятого класса, педагог по русскому языку и литературе немного отклонилась от стандартов - ввела произведения зарубежных и русских классиков, не предусмотренных программой. Так я узнала многих прекрасных писателей.

Корр.: - Сколько времени вы отвели бы на изучение литературы сегодня, и как вы, будучи на месте учителя, выстраивали бы урок?

Речапова: - Трёх уроков литературы в неделю достаточно. Но, пересказ произведения нужно вообще исключить из методики изучения литературы. Гораздо эффективнее и интереснее устраивать "круглые столы", диспуты, обсуждая проблематику того или иного романа.

Травина: - Думаю, на изучение литературы в школе нужно оставить три урока в неделю. По поводу построения уроков ничего не могу сказать.

Семахина: - Я бы отвела на литературу 4 часа в неделю, чтобы у учеников было время на прочтение произведений и подготовку к урокам. Как бы я выстраивала урок? Во-первых, на месте педагога рассказывала бы о наиболее интересных фактах из жизни писателя, об истории написании книги. А класс я делила бы на группы, каждой из которых давала бы задание прочесть то или иное произведение конкретного писателя (не обязательно только по программе), либо ту или иную часть романа (если произведение объёмное), а затем проанализировать и обсудить во время урока.

Каримова: - Считаю, трёх уроков в неделю достаточно. А для более глубинного понимания произведений нужно организовывать поездки на места, где жили и творили писатели. Нужно на уроках проигрывать сценки из произведений в нашей школе такой способ практиковался.

Корр.: - Какие книги вы читаете и что прочитали за последний год?

Травина: - Мне нравятся зарубежные и современные отечественные авторы. За последний год прочитала роман Харпера Ли "Убить пересмешника", рассказы и повести Виктории Токаревой, "Гобсек" Бальзака, "Госпожа Бовари" и "Воспитание чувств" Флобера. Читаю также Улицкую, Харуки Мураками и книги по воспитанию детей.

Семахина: - Мне нравятся женские романы современных русских писательниц о любви. В последнее время увлеклась Шиловой и Поляковой.

Каримова: - Читаю много профильной литературы и статей по маркетингу. Сейчас читаю "Настольную книгу маркетолога". В трудные жизненные моменты как лекарство действуют книги Пауло Коэльо.

Речапова: - Прочитала пять книг по менеджменту и роман Якуба Занкиева "Любовь, объятая пламенем". Потрясающий роман о любви, долге, трудном военном времени, предательстве и чести.

Корр.: - Что бы вы включили в школьную программу по литературе, а что, наоборот, исключили бы?

Каримова: - Ввела бы побольше современных авторов (но не Донцову с Устиновой, конечно же). Почему бы в старших классах не изучить некоторые произведения того же Коэльо? Там всё - и психология, и философия, и интересная сюжетная линия. А в 5-6 классах почему бы не включить в программу "Гарри Поттера"?

Речапова: - Когда в школе изучается классика, мне кажется, педагоги большое внимание уделяют не самым интересным моментам в произведениях - описаниям природы, сценам боевых действий. Может, считают, что школьники не в состоянии анализировать, взаимоотношения героев?

Семахина: - Я бы включила некоторых зарубежных классиков, убирать из школьной программы не стала бы ничего.

Травина: - Исключать, действительно, никакие произведения не стоит, но, однозначно, надо вводить в программу зарубежных классиков.

Корр.: - Сидни Шелдон, Татьяна Устинова, Эдуард Тополь, Оноре де Бальзак - кого предпочтёте?

Каримова: - Бальзака.

Речапова: - Хоть с этими писателями не знакома, выберу Бальзака, потому что он классик.

Семахина: - Выберу Шелдона и Устинову.

Травина: - Предпочту Бальзака. Мне этот писатель близок ещё со студенческих лет. Его романы об отношениях в обществе, судьбах и любви актуальны и сегодня.

Корр.: - Почему не прочитали "Войну и мир"?

Травина: - Терпения не хватило. Объём большой. Из школьной программы я бы, пожалуй, этот роман убрала.

Семахина: - А я прочитала ещё в школе. И мне очень понравилось это произведение. Роман жизненный, рекомендую его всем, кто не прочитал.

Речапова: - Я прочла роман в кратком содержании, потому что это требовалось по программе. К сожалению, не смогла заинтересоваться.

Каримова: - Роман прочитала, но, признаюсь, пролистывала сцены битв и описания природы. Любовные переживания интереснее.

Корр.: - Ваш любимый зарубежный классик?

Травина: - Эрих Ремарк. Правда, в личной библиотеке его произведений немного.

Семахина: - Я зарубежную литературу не читаю.

Каримова: - Джек Лондон. Любимый роман - "Любовь к жизни". Он о том, как стремление к саморазвитию может спасти человека, подарить ему "второе дыхание".

Речапова: - Я в зарубежной классике особо не разбираюсь. Но у меня есть любимый поэт - Муса Джалиль. Особо трогают душу его стихи, посвящённые войне, и цикл стихов о пережитом во время заключения.

Корр.: - Кто ваш любимый литературный герой?

Каримова: - Из "Мастера и Маргариты" Мастер - за волю к жизни и любви и Бегемот - за яркость, неординарность мышления. Бегемот, на мой взгляд, олицетворение настоящего джентльмена. Ещё мне к душе герой романа "Собор парижской Богоматери" Квазимодо.

Речапова: - У меня любимый герой Зиннур Абдуллин - персонаж из романа Якуба Занкиева. Он пережил много трудностей, предательства, но сумел сохранить человеческую честь и совесть.

Корр.: - Какими способами вы познаёте жизнь и себя в ней?

Травина: - Я живу достаточно ограниченно: дом-работа-быт. Нет желания общаться с большим количеством людей. Жизнь, я думаю, познаётся в процессе общения. Те, кто много читает, они жизнь плохо знают. А кто не читает - им легче, они не задумываются ни над чем: если надо, и по головам пойдут.

Семахина: - Я считаю, на ошибках учатся. Если я попаду в ситуацию, похожую на чью-то, то уже буду знать, как поступить правильно. Надо и к советам старших прислушиваться.

Каримова: - Считаю, жизнь познаётся через работу, взаимодействие с людьми. Половина успеха зависит от того, как ты проявишь себя в работе.

Речапова: - Я жизнь и своё место в ней начала познавать посредством общественной работы в Татарском молодёжном движении. Это общение с разными людьми, совместное принятие решений, коллективный выход из каких-то ситуаций и т.п.

Корр.: - Интернет заполонил информационное пространство, вследствие чего молодёжь перестала читать. Как вновь заинтересовать молодого человека книгой, и что бы вы сделали на месте педагога, чтобы дети с интересом, а не из-под палки читали классику?

Семахина: - Всё зависит от воспитания. Есть молодые люди, которые и в Интернете сидят, и почитать любят. На месте педагогов я бы ввела внеклассные "часы чтения", чтобы все учащиеся, после уроков сидели и читали то, что задано на дом под контролем педагогов. Так процент читающих повысится. Да и в головах что-то будет откладываться.

Учителям также надо больше говорить детям о пользе чтения, заинтересовывать их. А на пустом месте интерес к книге не возникнет.

Травина: - Возможно, если показывать экранизацию классических произведений, возникнет и интерес к прочтению. Педагогам предлагаю возродить литературные гостиные, поэтические вечера так, чтобы ученики сами работали над воссозданием атмосферы тех эпох и характеров героев. Когда пропускаешь всё через себя - доходит лучше.

Немаловажно и отношение к чтению в семье. Если дома никто не читает, заставить ребёнка сложно. Домашнее прослушивание аудиокниг - тоже неплохой выход из положения.

Каримова: - Многие молодые люди читают электронные книги - это дешевле. Недавно одна знакомая призналась мне, что давно не покупала книги, а тут купила какое-то классическое произведение и ей так приятно было книгу в руках держать и читать! А в школе важно практическое прочтение: прочитали - посмотрели фильм или отрывок - поставили сценки - обсудили, проанализировали.

Стихи можно переложить на музыку. По-моему, это прекрасный способ творчески самовыразиться и понять смысл написанного.

Речапова: - Книги сейчас очень и очень недешёвые. Считаю, что нужны специальные книжные магазины для школьников и студентов, где мы могли бы покупать книги по более низким ценам. Да и в обычных магазинах неплохо бы проводить акции на книги, ведь на продукты и технику акции проводятся. Можно разработать специальную систему скидок или накопительных бонусов для школьников и студентов. Если так сделать, поверьте, интерес к книге возрастёт.

В школе я, кроме русского языка и литературы, изучала ещё татарский язык и литературу. На этих уроках нам было интереснее, потому что, при изучении татарских произведений, учитель больше внимания уделял анализу жизненных моментов. Такой подход должен быть и при изучении общеобразовательной литературы. Можно также проводить сравнительный анализ классического произведения в книге и на экране, отмечая каких важных деталей не хватает в фильме. Нужно также анализировать классику относительно современности, ведь суть жизни не меняется.

Корр.: - Действительно. Пару лет назад посмотрела экранизацию новеллы Проспера Мериме "Кармен" в современной интерпретации. Актуально и свежо, несмотря на то, что написано в 19 веке!

Одна из моих коллег рассказывала, что её мать, чтобы воспитать в ней интерес к чтению начинала пересказывать дочери какое-нибудь произведение, а на самом интересном месте останавливалась, ссылаясь на срочные дела. Той поневоле приходилось брать книжку.

"Никто не удивился женитьбе Мэтра Симона Лебрюман на мадемуазель Жанне Кордье. Мэтр Лебрюман только что купил нотариальную контору мэтра Папийона; для покупки, разумеется, требовались деньги. А у мадемуазель Кордье было триста тысяч франков на личными в банковых билетах и в ценных бумагах на предъявителя.

Мэтр Лебрюман был красавец мужчина и обладал известным шиком, шиком нотариуса, шиком провинциальным, но, как бы то ни было, шиком (...)

Мадемуазель Кордье отличалась грацией и свежестью, грацией немного топорной и свежестью немного грубоватой, но, в общем, она была красивая девушка, предмет вожделений и поклонения.

Их свадьба перевернула вверх дном весь Бутиньи..."

Знакомо, не правда ли? Что было дальше, читайте в сборнике новелл Ги де Мопассана.

Кристина ТРЕТЬЯКОВА.