Мы уже писали о судьбе жителя села Антипино, всеми уважаемого доктора Петра Ивановича Верховцева, о жизни и быте на таёжной необжитой земле его репрессированной семьи, в которой он родился, о раннем детстве героя публикации и сиротливых военных годах. Но биография этого человека настолько богата, что хватит на несколько статей, и в преддверии 80-летия П. Верховцева хочется вспомнить о том, какой вклад он внёс в развитие районного здравоохранения.
Он родился в 1931 году в посёлке для репрессированных, который ещё не имел своего названия. Их сослали сюда из разных уголков нашей страны – среди них были и родители Петра Ивановича.
Позднее посёлок назвали Кулынгач. Туго пришлось переселенцам. Судите сами: непроходимая тайга с болотами, гнус, который заедал и людей, и животных, отсутствие какого-либо жилья и страх перед приближающейся морозной зимой. Как укорениться на такой неприютной земле, за что зацепиться, чтобы выжить? Комендант предупредил: «Если не построите хижины к сроку, то замёрзнете». И построили: сначала шалаши, потом землянки, а на следующий год срубили добротные избы.
В Черпие – одном из крупных посёлков - была семилетняя школа. Пётр Верховцев ходил сюда учиться из Кулынгача, без труда каждый день преодолевая расстояние в десять километров (пять туда и пять обратно).
-В школу мы ходили в любой мороз, - вспоминает ветеран. – Однажды пришли заиндевелые, а учителя руками разводят и говорят: «Куда вы идёте, ведь на улице минус 53 градуса». Усадили нас, напоили чаем и отправили обратно.
Окончив Черпиинскую семилетку, молодой человек поступил в Уватскую школу. Проучился там всего три дня, после чего его и других ребят отправили на уборочную. Когда она закончилась, юноша сел на пароход, проходящий по Иртышу, и отправился на поиски счастья. О чём он мечтал, глядя в зеркало могучей реки? Наверняка о том, как будет помогать больным людям, ведь Пётр Верховцев ехал поступать в Тобольскую фельдшерско-акушерскую школу.
-Денег у нас не было, мы с другом ехали «зайцем», - рассказывает ветеран. – Но чтобы матросы нас не высадили, мы взялись им помогать. По берегу велась заготовка дров, и мы таскали их на борт, чтобы топить котёл. И нам хорошо, и матросы рады. Так и доплыли.
Пётр Иванович успешно поступил в фельдшерско-акушерскую школу, сдав в один день сразу три экзамена. Поскольку он покинул место жительства без разрешения, у него не было карточки, чтобы получать положенные 500 граммов хлеба в сутки. Что такое 500 граммов в послевоенные годы?! Это всё! Это гарантия, что ты будешь жить. Поголодав, Пётр Верховцев пошёл в горком партии и признался, что самовольно уехал из поселения для репрессированных. Там нашёлся порядочный человек, который дал распоряжение выдать студенту карточку на хлеб. Через некоторое время в Тобольск приехала мать нашего героя, привезла мешок кедровых орехов, картофель и мясо, и голод отступил.
Наступили первые зимние каникулы. Уватские ребята, в том числе и Пётр Верховцев, отправились домой на лыжах за 140 км. Потребовалось немалое мужество, чтобы пройти по самым глухим местам, рискуя быть съеденным волками. Следует заметить, что Петру Ивановичу много пришлось походить пешком в своей жизни в период учёбы и позднее, когда он стал фельдшером. Не жалея ног, летом и зимой, по сухой дороге и во время половодья, молодой доктор пробирался в самые далёкие деревни, где ему были очень рады. Каждому человеку он уделял внимание, дарил тепло своей души.
Первое место работы – село Киндер Нижнетавдинского района. Пётр Иванович лечил в основном татарское население. Как сам признаётся, было трудновато, поскольку местные жители почти не понимали русского языка. Постепенно молодой человек овладел разговорным татарским, люди к нему привыкли, и дело пошло на лад. А ещё он работал в Паченке, а с 1958 по 1996 – заведующим Антипинской участковой больницы. За этот продолжительный период удалось многое сделать.
Прежде всего руководитель медицинского учреждения занялся улучшением материальной базы. Из села Карачино рабочие перевезли два крепких дома, где разместились физиокабинет, лаборатория, родильное отделение, рентгеновский кабинет и кабинет педиатра. А в 1979 году началось строительство участковой больницы – был построен новый стационар и детское отделение. Немаловажным делом Пётр Иванович считает и то, что ему удалось установить водонапорную башню Рожновского – мощную металлическую конструкцию, создающую давление в водопроводе.
Общий медицинский стаж П.Верховцева – 50 лет. Он ветеран Великой Отечественной войны, за хорошую работу и достижения в медицине награждён орденом «Знак Почёта», знаком «Отличник здравоохранения», имеет множество почётных грамот. Пётр Иванович – неоднократный призёр областных соревнований по лыжному спорту.
Он был не только замечательным тружеником, но и примерным семьянином. Со своей супругой Пётр познакомился в 1952 году, когда работал в Киндере. Анна Коновалова сразила его красотой и прямым, честным характером. Вот уже три года как её нет. Но осталась радость и утешение: дочь Надежда, сыновья Владимир и Сергей получили ценные специальности и устроились в жизни. И от этих «веток» пошла молодая «поросль» - это пять внуков, которые только ищут ещё свой жизненный путь.
У каждого человека есть свои неповторимые душевные качества, у Петра Ивановича Верховцева – это интеллигентность, честность и порядочность. Так пусть ваш свет ещё долго не угасает.
Сергей ГУБАРЕВ,
Валерий КОМПАНЕЕЦ (фото)