Медиакарта
15:01 | 3 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Здоровье - детям, доходы - школе

В Омутинском районе реализуют уникальный проект витаминизации школьного питания.

Под занавес совещания по реализации национального проекта «Образование», которое в Тюмени провел в конце февраля премьер Правительства России Владимир Путин, слово взяла министр социальной защиты Татьяна Голикова. На это раз она изменила свойственной ей манере говорить четко и даже немного суховато. Потому, что говорила она о здоровье наших школьников, а вернее - об отсутствии у них такового. И о том, что национальная задача - дать качественное образование - должна содержать в себе обязательнее условие: выпускники школ должны быть не только умными, но и здоровыми. Иначе, зачем огород городить?

В Омутинском районе постарались взглянуть на проблему здоровья школьников с необычной стороны. Городить здесь стали не огород, а одну за одной теплицы из сотового поликарбоната. В мае у нас снег далеко не редкость, и в сентябре уже белые мухи закружить могут. Продлить сезон свежего питания не так-то просто. Школьная теплица – вот выход. Как сказала директор одного из омутинских учебных заведений: «Теплица в школе – это клад». Если это действительно так, то в Тюменской области абсолютным чемпионом по такому «кладоискательству», безусловно, является глава Омутинского муниципального района Валерий Дмитриевич Шалабодов. По его инициативе уже почти половина крупных школ района имеют в своем распоряжение просторные поликарбонатные оранжереи.

В Омутинском районе единодушно утверждают, что появление в школах теплиц – заслуга именно главы района. Откуда такой энтузиазм?

-Ну, во-первых, - говорит Валерий Дмитриевич, - в этом нуждаются и школьники, и школы. У каждого учебного заведения есть участок земли, который они обрабатывают, выращивают там картофель, свеклу, морковь. Сами понимаете, в нашем климате вырастить ту же картошку еще можно, а вот с помидорами и огурцами уже сложнее. Деревенские школы нуждаются во многом, но теплица – это приоритет. Об этом сами директора говорят при каждой встрече. Конечно, сразу встает вопрос финансирования, но тут, как говорится, было бы желание. Тем более, что в Тюменской области организации питания школьников уделяют большое внимание, и здоровая инициатива в этом деле находит понимание.

Как бы парадоксально это не звучало, но культуры живого витаминного питания на селе, увы, нет. Котлеты, пряники и сосиски в тесте убийственно сказываются на самочувствии детей. В Омутинском районе поставили цель - улучшить питание детей. Каждый школьник должен получать в столовой достаточное количество овощей. В такой «борьбе за витамины» теплица – лучшее средство. И не только для организации питания. "Живой" огород под поликарбонатной крышей дает возможность детям также изучать практические аспекты биологии. В теплице для учеников проходят практические занятия. Навыки работы здесь и терпению учат, и к живому доброе отношение формируют. Очень важно в современном мире парням и девушкам хорошо знать геометрию и разбираться в компьютерах, но, если ты деревенский житель, а с землей работать не научился, то грустно это.

-Мы не ставим цель, чтобы все сельские дети в агрономы пошли, - поясняет В.Д. Шалабодов. – Главное - воспитать у подрастающего поколения привычку к труду. Вот уж это в жизни всегда пригодится!

Активно поддерживает проект строительства в школах универсальных теплиц из поликарбоната начальник отдела образования Галина Александровна Осинцева.

-В нашем районе, - говорит она, - при каждой школе есть учебно-опытные участки, на которых дети изучают растениеводство. Для таких целей теплица – первый помощник. Вот и стали школы ими обзаводиться. Первая появилась ко дню рождения Омутинской средней школы № 1. Следом теплицами обзавелись Большекрасноярская, Журавлевская и Ситниковская школы… Когда директора разглядели - что это такое, вопрос - нужна или не нужна теплица в школе? - перестал стоять в принципе. Дети, помимо здорового питания на весь год, получают практические знания и навыки.

Сегодня в школах, где есть теплицы, школьники получают по 450 граммов овощей в день - больше, чем прописано по нормативам. А так как это все выращено самостоятельно, обед обходится дешевле. Плюс к этому - школы имеют возможность излишки рассады продавать, многие так и делают. Весь доход – в бюджет школы.

Необходимо активней развивать тепличное хозяйство, которое может приносить учреждению весомый доход, и обучать детей овощеводству, цветоводству и агробизнесу.

Тема работы на участке детей в каждом случае всесторонне прорабатывается. В школах действуют управляющие советы, проводятся родительские собрания, учитываются мнения и пожелания самих учеников. В основном, к идее относятся с энтузиазмом. Родители - с большим, дети, иногда, с меньшим, но и те, и другие понимают, что это важно. Проводятся конкурсы, выставки выращенной продукции – как внутри школ, так и на межмуниципальном уровне, так что и соревновательный порыв присутствует. Победителей поощряем, причем не только грамотами, но в отдельных случаях даже материально. В целом, дети с охотой идут работать в теплицы.

Одним словом, теплица для школы – ценное приобретение. А если бы это было не так, разве стали бы мы заказывать их еще, да в два раза больше?

Директор Большекрасноярской средней школы Тамара Алексеевна Шабанова.

-Теплица в нашей школе с 2008 года. Специалисты компании «Планта СМ» смонтировали ее буквально за несколько дней. В прошлом году у нас уже был ранний урожай редиса и петрушки. Ну, а потом вырастили помидоры, огурцы, перец. Урожаи получаются отличные. Большая часть идет в столовую - на питание учеников.

В школе из 120 детей 98 получают бесплатные обеды. А излишки: те же цветы или петрушку – мы просто раздаем детям, для домашних палисадников и огородов. Воспитанники трудятся в теплице с удовольствием, но и ответственность чувствуют. За все время ни разу не было случаев хулиганства или воровства со школьного огорода.

Учитель биологии Журавлевской средней школы Алексей Иванович Левченко, заслуженный учитель РФ.

-Собственно в теплице с детьми я работаю немного, это приоритет учителя труда – он по образованию агроном. Но на уроках биологии мы проходим в теории то, что дети потом постигают на практике, работая на пришкольном участке. И то, что информация, полученная на уроках, может быть безотлагательно проверена в деле – это просто замечательно.

Учитель труда Журавлевской средней школы Сергей Леонидович Кайнов.

-На пришкольном участке и в теплице дети работают с пятого класса и по одиннадцатый. Каждый выполняет посильную работу. Работают с интересом, но и расшалиться могут, особенно те, кто помладше - тут уж глаз да глаз. Если возникает необходимость в тяжелой работе, то ее, разумеется, взрослые выполнят вместе со мной. Ребятишкам остается за растениями приглядывать, пропалывать, поливать. Такой труд им только в радость. Говорят, то, что заложено в детстве, человек пронесет через всю жизнь. Если так, то благодаря пришкольным теплицам, омутинские школьники через всю жизнь пронесут любовь к труду, к земле, к дарам природы.

Т. СЕМЕНКОВА