Опять ЕГЭ... С какой бы интонацией в голосе ни произносилось это словосочетание, радостной или обречённой, смысл у него один: для выпускников и абитуриентов наступает волнительная пора, от которой (вовсе без преувеличения) зависит дальнейшая жизнь вчерашних школьников. Особенно актуально волнение заинтересованных сторон в свете неудачного опыта прошлого года. Приёмная кампания-2009 расставила оценки. Но ни абитуриентам, а, в первую очередь, Министерству образования. С самими тестами ЕГЭ школьники более или менее свыклись, да и не денешься никуда – никто отменять их не собирается. А вот с применением вожделенных сертификатов возникли проблемы. И серьёзные. На поверхность всплыли две основных ошибки.
Во-первых, приёмные комиссии вузов захлебнулись от количества желающих поступить на бюджетные места. Есть даже данные о том, что на некоторые, «модные», специальности конкурс доходил до ста человек! Но, согласно тем же правилам приёма, каждый абитуриент мог подать документы в то количество учебных заведений, которое считал нужным.
Второе – было увеличено количество бюджетных мест для льготников и ребят с ограниченными возможностями здоровья. Благородная попытка правительства максимально облегчить поступление указанным категориям привела совсем к другому эффекту: бюджетных мест на некоторые специальности не осталось вовсе. Свои возможности не смогли реализовать даже 100-балльники. Кто-то, возможно, не разглядит в этом сколь-нибудь стоящей проблемы. Но вдумайтесь, эти дети – интеллектуальное будущее страны, и многим из них просто не по карману получать образование на платной основе.
Ситуация всерьёз озадачила общественность, и вскоре министерством были разработаны поправки.
Во-первых, было ограничено количество учебных заведений, куда абитуриент может направлять документы, - их должно быть не более пяти. Одновременно с этим сократили и направления подготовки – не более трёх. За тем, чтобы никто не нарушил правило, будут внимательно следить. Благо, современные технологии позволяют.
Во-вторых, было ограничено количество мест целевого набора – с 30 до 20 процентов, что вполне позволяет претендовать на них и не «целевикам».
И ещё несколько новшеств. В целях подтверждения достоверности документов, которые предоставляет абитуриент, вуз сможет обращаться во все выдавшие их органы за подтверждением (это к разговору о поддельных справках льготников или свидетельствах о победе в олимпиаде).
Если раньше вузы имели право устанавливать свой собственный порог только по профильному предмету (не ниже уровня Минобразования для "тройки"), то по новым правилам разрешается устанавливать собственный уровень по результатам ЕГЭ для каждого предмета.
По письменному заявлению вузы должны вернуть документы абитуриенту, даже если уже вышел приказ о его зачислении в студенты (в 2009 году некоторые учебные заведения быстро проводили приказы и не отдавали документы обратно «понравившимся» абитуриентам — отчисление проходило в течение месяца, и абитуриент уже не успевал подать документы в более престижный вуз).
Мнения
По задумке, некоторые из новшеств, в частности - ограничение количества выбираемых учебных заведений и направлений должны привести к повышению ответственности выпускников – поступать не абы куда, а с целью получить определённую профессию. Интересно - что думают об этом простые граждане?
Елена, мама школьника.
-Наверное, то, что сделали, всё-таки правильно. Это в конце концов даст понять нашим детям, что метание туда-сюда в конечном итоге может вообще выбросить за борт образования. Думаю, что уже классе в девятом нужно всерьёз задумываться о будущей профессии и начинать целенаправленно готовиться к сдаче определённых предметов - тех, которые нужны при поступлении. Вопрос только в том, что не каждый ребёнок задумается о своём будущем, когда до экзаменов ещё несколько лет.
Любовь Викторовна, педагог.
-Дети сейчас и в самом деле безответственны: ни перед обществом, ни перед родными родителями, вкалывающими ради них, чувства долга не испытывают. Воспринимают всё это как данность. Между тем, уже с малолетства нужно культивировать эту самую ответственность. Как? Нужно приучать ребёнка БРАТЬ знания. У нас же пока дело обстоит с точностью наоборот: мы, педагоги, стремимся ДАВАТЬ их, а вот детки наши руками-ногами отмахиваются. Мечтаю, чтобы школьники сами приходили и просили о них. Пока же прошу я, а они думают – стоит сходить или не стоит?! Хочется сказать – никто вам, ребята, не должен, вы саморазвиваться должны, на своё будущее работать!