Медиакарта
4:57 | 20 октября 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Я видела, как упала первая бомба…»

15:27 | 22 июня 2011
Источник: Трудовое знамя

Давно отгремела Великая Отечественная война. Она длилась 1418 дней и ночей. Неисчислимы жертвы нашего народа. «Сороковые пороховые» не щадили ни женщин, ни детей… Сейчас всё меньше остаётся тех, кто воевал. Но ещё живы дети войны, кто отчётливо помнит, как отправляли отцов и сыновей на фронт, каким холодным и страшным было то время…

Римма Григорьевна Кудачкина ещё только успела окончить пять классов. Их семья жила недалеко от Сталинграда (ныне Волгоград), на левом берегу Волги, в рабочем посёлке Красная слобода. Родной дом стоял у пристани. В 1942 году стали летать над посёлком немецкие бомбардировщики. Это было тяжёлое время. Именно тогда на Сталинградском направлении было сосредоточено более пятидесяти вражеских дивизий. Свыше миллиона солдат, огромное количество самолётов, танков, артиллерии. Советские войска оказывали сопротивление, но под натиском такой мощной вражеской силы вынуждены были отходить к Волге. Более двух месяцев продолжались бои на подступах к городу. А в сентябре они развернулись и на его улицах. – Я видела, как упала первая бомба, совсем недалеко от нашего дома. Она попала в здание райисполкома. Понятно, что фашисты намеревались сбросить снаряд на переправу через Волгу, которая соединяла нас со Сталинградом. Когда заполыхало деревянное здание, мы начали рыть окопы и делать заграждения от разрывающихся бомб. Делали наспех, – вспоминает Р.Г.Кудачкина.

Из Сталинграда и близлежащих рабочих посёлков эвакуировали раненых, больных, женщин и детей. Но семья Риммы Григорьевны почему-то не успела эвакуироваться. Озверелые фашисты терзали город частыми артиллерийскими обстрелами, жестокими воздушными бомбардировками. Так прожили они месяц под страхом смерти.

Потом мама Риммы решила перебраться на окраину города к своей подруге Полине. Что-то погрузили на тележку, что-то несли в руках. Римма несла столешницу, самую дорогую мебель её матери, ведь этот стол она приобрела на судоремонтном заводе, где работала табельщицей. И вдруг началась бомбёжка. В воздухе засвистели пули, полетели осколки. Какой-то незнакомый мужчина схватил девчонку за руку и потащил в укрытие, тем самым спасая жизнь ребёнка. Добравшись до дома тёти Полины, они увидели, что здесь тоже повсюду окопы. У маминой подруги дочь работала в Сталинграде. Однажды вернулась домой с обожжёнными ногами, так как во время бомбёжки бежала босой по расплавленному асфальту… Советские солдаты предупреждали население перед боем, чтобы все шли в укрытие и не боялись звуков разрывающихся снарядов. И всё равно было очень страшно.

– Душа уходила в пятки, сердце замирало. Обстрел продолжался десять-пятнадцать минут. А нам казалось, что грохот длился вечность… Однажды снаряд попал в окоп, где сидели мы с братишкой. Хорошо, что была металлическая плита, которая и закрыла нас. Вылезли мы потом чумазые, засыпанные землёй. И стали смеяться. Видимо, со смехом из нас страх выходил, ужас, перенесённый в тот момент, – вспоминает моя собеседница.

Когда и окопы оказались разрушены, семья Риммы Григорьевны решила перебираться ближе к лесу.

– Мы с мамой и старшей сестрой привезли к дороге первую тележку нашего небогатого имущества, сложили всё в деревянный ящик и закопали в землю. Мама и сестра ушли за остатками вещей, а меня с братом оставили всё охранять. И тут снова бомбёжка. Я схватила братика на руки и побежала в укрытие возле крайних домов. Была ночь, темно, сыро. Снаряды от «катюш» как змеи высвечивались в небе. Вскоре братишка уснул у меня на руках. А я кричала: «Вовочка, не спи, не спи!». Ведь я сама небольшая, и нести его было тяжело… – вздыхает Римма Григорьевна.

Вернулись они к спрятанному ящику и не обнаружили его. Видимо, кто-то выкопал и унёс. Пришла мама. Погоревали о том, что лишились имущества. Но ничего уже нельзя было исправить. Дождались утра и стали останавливать проезжающие машины. Но никто не хотел их брать. Транспорт шёл переполненный: боеприпасы, вооружение, продукты для солдат. И всё же одна машина остановилась. Вывезли их километров за семь от посёлка. Вот так целый месяц они понемногу продвигались вдоль Волги по левому берегу, пока не добрались до городка Верхняя Ахтуба, а затем в Иловатку.

Семьи беженцев расселяли временно по квартирам. Моим героям повезло. Их привели к хорошим людям, которые жалели, помогали.

– До сих пор помню, что хозяйку звали Дарья Артёмовна, – говорит Римма Григорьевна. – У них у самих пятеро детей. Но нам выделили отдельную комнату. Спали вповалку на полу. Но было так хорошо, ведь не под открытым небом…

В сентябре ей нужно было идти в седьмой класс. Но она не пошла, так как пришлось нянчиться с шестимесячной дочерью хозяйки. Однажды Римма вместе с маленькой девочкой отправилась за горячим обедом (всем эвакуированным выдавался жидкий супчик с пшеном). Шла назад, поскользнулась и упала. Весь суп разлила, но девчушку не уронила…

Через год решили переехать к тёте в Саратовскую область. Римма пошла в седьмой класс. Но параллельно работала на бахче, собирала арбузы. Все дети с удовольствием их ели. А вот домой забирать не разрешалось. Потом девушка трудилась на току, на триере, лопатила пшеницу. За хорошую работу её наградили. Привезли домой целых тринадцать килограммов пшеницы. А это была огромная помощь всей семье!

– Ещё запомнился случай из детства, когда известные артисты приезжали в посёлок и остановились в нашем доме. И бесплатно пригласили нас всех на свой концерт. А когда мы с ними возвращались домой, то начался воздушный налёт… – рассказывает Р.Г.Кудачкина. – Помнятся иногда отрывки из детства, словно картинки. Столько лет ведь прошло! Но когда наступает День Победы, снова всё всплывает в памяти!

9 мая 1945 года народ ликовал. Победа над врагом окрылила всех. В 1949 году Рима Григорьевна окончила Саратовский учительский институт и вслед за старшей сестрой приехала работать в Сладковский район. Через год поступила на заочное отделение физико-математического факультета Тюменского пединститута и получила высшее образование. Её педагогический стаж составляет сорок два года. По совместительству она пятнадцать лет ещё руководила кружком «Начальное конструирование». Наград у Риммы Григорьевны очень много: дипломы, почётные грамоты, значок «Отличник просвещения», медаль «Ветеран труда».

Кроме педагогической деятельности, Р.Г.Кудачкина вела активную общественную жизнь, не раз избиралась депутатом.

Но самая большая награда для неё – память учеников, которые неоднократно писали в газету и благодарили своего учителя за воспитание, которое до сих пор помогает в жизни.

«Прошло шесть лет, как я закончила школу. Но навсегда запомнился случай. Нам, восьмиклассникам, Римма Григорьевна дала совет: «Ребята, подводите в конце дня итог, то есть отмечайте, что полезного вы сделали, что упустили и что ещё нужно сделать». Эта привычка осталась у меня на всю жизнь. За это я очень благодарная своему учителю», - так писала в «Трудовом знамени» Лидия Сажина.

Многое осталось в памяти моей героини: и первая бомба, взорвавшаяся неподалёку, и трудное голодное детство, юность и первые ученики. В ней это будет жить всегда...

Лидия ЛЫЖИНА, психолог КЦСОН «Виктория»