Медиакарта
3:26 | 9 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

О деревне нашей…

14:45 | 23 июня 2011
Источник: Светлый путь

Человек живёт не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Дмитрий Лихачёв

«С годами все сильнее становится желание оглянуться назад, проанализировать прошлое. Всё чаще и чаще вспоминается деревня, где мы родились, провели детские и молодые годы, сделали первые шаги на большом жизненном пути.

Память - это власть над нашим прошлым, чем острее она и яснее – тем человек быть может внутренне свободней. Не зря же говорят: «Пока я помню – я живу». Мы постоянно ищем разрешение взаимоотношений между нашей жизнью и нашей биографией. Мы несём бремя всех последствий и должны быть готовы ответить за всё молча или вслух, устно или письменно перед собой, перед современниками, перед потомками, а по большому счёту и перед своими предками. На наших глазах идёт процесс ежечасного овеществления нашей жизни – в биографию, настоящего - в историю. Нравственная ответственность перед историей – один из самых высоких стимулов человеческого действия, и мы хотели бы оставить память о былом, о деревне родной, о наших предках, современниках в истории», - с таких слов начинается книга «О деревне нашей», написанная доктором медицинских наук, профессором Фатыхом Хаяловичем Низамовым и чемпионом мира по радиоспорту Зыятдином Хаяловичем Низамовым.

В шестидесяти километрах к северу от Тюмени, среди лесов и болот есть деревня, основанная в 1911-1912 годах переселенцами из Поволжья, в основном из Апастовского уезда Татарии. Не знаменита она ни высокими горами, ни реками текучими, ни озерами большими, ни нефтью и газом. Славна она своими людьми, которые внесли и вносят достойный вклад в общую историю нашей Родины.

В 2011 году исполняется 100 лет деревне Казанке, что находится в Нижнетавдинском районе Тюменской области.

Для каждого человека малая родина значит многое, очень многое. Символом духовности и памяти деревни Казанки является мечеть и памятник погибшим, вернувшимся с победой, но умершим от болезней и ран, основателям деревни. Памятник в виде открытой гигантской книги, мастерски сваренный из металла, встал на бетон близ красавицы мечети. Одним из главных факторов российской истории, определяющим ее наиболее важные социокультурные, национальные и конфессионные особенности, является интенсивное взаимодействие на протяжении многих столетий мировых религиозных традиций, главным образом, христианства и ислама.

22 сентября 1788 года считается официальной датой легализации мусульманского духовенства в России. Этому событию предшествовало обнародование императорского Указа об учреждении в городе Оренбурге Магометанского духовного собрания, которое в дальнейшем стало именоваться Духовным управлением. Об изменении политики в отношении российских народов, исповедующих ислам, свидетельствовали принятые Екатериной II меры, например, ликвидация миссионерской конторы для новокрещённых; разрешение строить мечети (к концу XVIII века число мечетей в России достигало 118) и медресе (мусульманские школы); издание арабских текстов Корана и другой религиозной литературы.

Накануне Октябрьской революции 1917 года насчитывалось 50 000 мечетей (в России – 22 000, в Средней Азии – 12 000, в Бухарском эмирате – 15 000).

В советский период, начиная с 1926 года, впервые в официальных документах появляются указания на «антисоветский характер» мусульманства и даже назначаются «меры борьбы с исламом» в виде ликвидации шариатских судов и отчуждения вакуфных земель – закреплённой собственности религиозных общин, которые являлись одним из главных источников материального обеспечения духовенства. К 1927 году число мечетей сократилось до 14 825, в 1929 году специальным постановлением было запрещено преподавание ислама на любом уровне. Уже к концу тридцатых годов это привело к повсеместному закрытию большинства религиозных школ – медресе и мэкбетов, значительная часть мусульманского духовенства была репрессирована, остальная эмигрировала за границу.

В деревне Казанке Нижнетавдинского района, где проживают одни мусульмане, стояла мечеть, но при советской власти это здание приспособили под школу, позже совсем разобрали. И только спустя 50 лет мечеть возродилась вновь.

Летом 1992 года в Тюмень приехал меценат из Арабских Эмиратов Ходжа Нажметдин. При встрече с председателем ДУМ Тюменской области Галимзяном Бикмуллиным Ходжа узнал, что жители деревни Казанки собираются строить мечеть и даже завезли некоторое количество строительных материалов. Эта новость очень обрадовала Ходжу Нажметдина. В тот же день состоялась поездка в деревню, из старейшин деревни был выбран комитет координации строительства и финансового контроля. Ходжа Нажметдин от имени своей фирмы «Даруль-бир» вручил пожертвование 1000 долларов США, позже внес еще 24 000 долларов.

Нужно отметить, что все без исключения жители деревни оказали посильную помощь в строительстве мечети. Всем миром строили, каждый вносил посильную помощь: приносили деньги, привозили строительный материал, расчищали территорию.

24 ноября 1994 года – день официального открытия мечети. Чтобы отметить это событие, в Казанку приехало более 500 человек из Тюмени, многих сёл и городов нашей области. Во время этих торжеств люди сделали вновь построенной мечети пожертвования на общую сумму 400 000 рублей, было подарено 29 ковров. После открытия мечеть стала духовным центром, здесь проводятся не только религиозные обряды, но и другие значимые мероприятия. Муллой с первого дня открытия мечети стал уважаемый всеми жителями деревни хаджи Нурулла Бикмуллин, который вложил много сил и средств в строительство.

В настоящее время муллой в мечети служит Хамит Бикмуллин.

В знак уважения к основателям деревни Казанки и защитникам Родины в годы Великой Отечественной войны благодарные потомки установили мемориал. Автор проекта - Р.Х.Хакимов, аспирант Тюм ГАСА. Изготовили памятник на заводе «Бройлер». Памятник в виде открытой гигантской книги и мечеть составили гармоничный архитектурный комплекс, дополняя друг друга новым содержанием.

Всего на войну с фашистами из небольшой сибирской деревни было призвано 90 человек. Из них 35 погибли. Остальные, в большинстве больные и израненные, вернулись с победой на Родину…

Открытие памятника состоялось 27 сентября 2003 года. В торжественной церемонии приняли участие казанцы: последний здравствующий в то время ветеран войны Абдурахим Мухаметов и вдовы ветеранов, пенсионеры и молодые люди, высокопоставленные люди и просто трудящиеся, учителя-пенсионеры и выпускники Казанской школы, давно уехавшие из родной деревни и ныне там живущие… Почётное право снять с памятника покрывало поручили Зуфару Зарифовичу Ахтариеву, главе администрации Нижнетавдинского района и Зыятдину Хаяловичу Низамову, специалисту радиотелеграфа, чемпиону мира по радиоспорту.

С годами уходят из жизни земляки, друзья, родственники. На смену одного поколения приходит другое. История нашей жизни, всех тех, кто основал малую родину, кто защищал её, кто приумножал ее богатства, кто там жил и живёт, не должна исчезнуть. Родина начинается с родного очага, ухоженного погоста, уважительного отношения к старости, с духовного возрождения, первых станиц букваря и книг-воспоминаний, с памяти, которой у нас никому не отнять!

Регина АГАФОНОВА, ученица 9 класса МАОУ «Бухтальская СОШ»