Медиакарта
17:42 | 8 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Пасхальные сюжеты

Текст Александр Валов

Иллюстрации

На полях черно и плоско.

Вновь я – Божий и ничей!

Завтра Пасха! Запах воска,

Запах тёплых куличей!

М.Кузмин

Празднование Святой Пасхи доходчиво и полно освещалось в литературно-художественных журналах, какие выписывали и читали тюменцы сто и более лет назад. Сами названия их вызывали представление о чём-то необычном: «Солнце России», «Лукоморье», «Радуга», «Огонёк», «Новь», «Нива». Журналы великолепно оформлялись и даже сейчас могут служить образцами дизайна.

Просматривая материалы о Святой Пасхе, об обычаях и забавах людей на пасхальной неделе, я вспомнил и свои первые впечатления.

Известно, что Пасхе предшествует пост. В годы моего военного детства, да и много позже он был вынужденным. Коровы не доили, мясо родители сдавали «на государство», дабы иметь хоть какие-то деньги. Картошка, овощи, грибы, ягоды составляли основной ассортимент деревенской кухни в зимнее время. А однажды проснулся на печи, почувствовав запах пирогов. И не понял, что происходит: окна тёмные, как ночью, мама на доске с противня раскладывает золотисто-коричневые пряженики (пироги из пшеничной муки, похожие на батоны). Поняв моё недоумение, сказала: «Сегодня большой праздник – Пасха. Раньше мы ходили в церковь к заутрене. Там было много народу и очень красиво, но церковь в 1935 году закрыли».

В нашей деревне не было машин, тракторов, а потому зелёный покров (луговина) походил на городской подстриженный газон. Траву «подстригали» овцы и другая живность. Посередине деревни была круглая яма, похожая на большую глубокую тарелку. На вопрос о её назначении папа пояснил, что появилась она давно. В Пасху в ней катали крашеные яйца: была такая игра. Чьё яйцо, скатывающееся по лотку, больше побьёт таких же, тот выигрывал, яйца уносил домой. Это было большой радостью: пасхальным яйцам приписывалась волшебная сила.

К Пасхе всей деревней сообща устанавливались качели.

Молодёжь веселилась, женщины в праздничных одеждах водили хороводы. Мужчины ходили из дома в дом пробовать пиво, чтобы оно не переводилось весь год.

В моих родных местах Пасха в советское время была домашним праздником. А потому было удивительно, что в Коврове (Владимирская область), где я проходил армейскую службу, этот праздник был открытым и всеобщим. Офицеры ходили друг к другу в гости, солдатам давали увольнительные. Меня на праздник пригласил старшина-сверхсрочник за то, что я его жене – классному руководителю в школе - нарисовал заголовок к стенгазете.

Пасхальную службу и крестный ход впервые увидел в Тюмени.

Звучно колокол ударил…

На его призывный звон

Повалил народ крещёный

Повалил со всех сторон

(журнал «Нива»).

Считалось, что «кто при первом ударе колокола задумает какое-либо желание, то оно должно исполниться в этот же год…»

В былые времена охотники загодя собирались вокруг церкви и с первым ударом колокола начинали стрелять из ружей. Бытовали обычаи, нынче невольно вызывающие смех.

Как-то в одном деревенском доме среди гостей была женщины с детьми. Ребятишки то и дело своими капризами мешали взрослым. Тогда я заметил, что знаю, как сделать детей послушными и здоровыми. В Вербное воскресенье, за неделю до Пасхи, надо вербами выпороть сначала поросят, а потом детей .

В книге «Русский народ, его обычаи и обряды…» (1880) напечатано: «В Вербное воскресенье, возвратясь из церкви с освящёнными прутьями вербы, деревенские бабы хлещут ими своих ребят, приговаривая: «верба хлесть, бей до слёз!»

Деды говорили: раньше в школах был порядок, а знания прочными.

Верили или нет, но обычаи люди старались соблюдать.

В ночь под Великий четверг охотники клали ружья под стол, а рыболовы свои снасти, чтобы потом им везло весь год.

Было поверье, «что на Пасхальную неделю ничего нельзя лить и кидать за окно, так как в эти дни Спаситель ходит по Земле». А всё в природе радуется Воскресению Христа. Деревенские жители даже залезали на крыши глядеть, как солнце, восходя на небо, будет радоваться и играть разными цветами. Потом девки и парни начинали ходить от избы к избе, славя хозяев:

А дай же вам Бог всё доброе:

Семьдесят поросят –

Все свиночки,

Сколько в поле дубков –

Столько в доме сынков.

Особое внимание уделялось пасхальному яйцу.

В день Воскресения Христова

Друг друга все дарят яйцом, -

И снова верят, любят снова,

Светлеют сердцем и лицом…

Яйцо – бессмертия эмблема,

Эмблема радости живой,

В нём жизни – чудная поэма,

В нём тайна жизни мировой!

Из «Пасхального послания» К.Розена.

Хозяйки красили яйца луковой шелухой, как напоминание о крови Христа, пролитой на кресте за искупление грехов человечества. При встречах одного человека с другим было принято обмениваться крашеными яйцами. Некогда пахари пасхальное яйцо подбрасывали в поле высоко, чтобы так же высоко вырос хлеб. В статье «Философия яйца», опубликованной в журнале «Природа и люди» её автору доценту П.Ю.Шмидту твёрдая известковая скорлупа представлялась мраморной гробницей, из которой со временем высвобождался птенец.

Западные художники при изображении Воскресения придерживались таких описаний: «…Гроб полуоткрыт; два ангела, одетые в белом, сидят по сторонам его. Христос попирает ногами камень, которым был прикрыт гроб. Правой рукой благословляет, в левой знамя с золотым крестом. Внизу войны убегают, другие пали на землю, словно мёртвые. Издали приближаются мироносицы». В России с XVII века Христос стал изображаться взлетающим на небо.

Пасхальные сюжеты были любимой темой многих русских художников, казалось бы, даже тех, кто далёк от этих тем, например, баталист В.В.Верещагин, написавший картину «Воскресение».

«А знаете ли вы, почему один из островов в Тихом океане назван именем Пасхи?» - спросил знакомых. Положительного ответа не получил. Островок Рапа-Ньи был открыт голландским мореплавателем Яковом Роггевином в день пасхи в 1722 году. Каменные монументы даже на снимках поражают образной силой выразительности. Некоторые каменные головы достигают 10 метров высоты. Иногда у меня появляется мысль, что островитяне перед тем, как покинуть остров где-то в 4-5 тысячелетии до нашей эры, специально вырубили из каменных пород 550 гигантских бюстов, чтобы оставить память о себе.

Когда я готовил материал, просматривая старинные журналы, мысленно ориентировал его на тюменских художников. Вот бы увидеть пасхальные сюжеты в их иллюстрациях.