В России находится четвёртая часть всех запасов пресной воды в мире, однако до сих пор больше 30 миллионов жителей страны, особенно в сельской местности, не имеют возможности пользоваться системами централизованного водоснабжения. А значит, многие употребляют в пищу воду, которая не соответствует порой санитарным нормам. Мы говорим о проблеме в масштабах страны. Как с этим обстоят дела в Голышманово?
Директор МУП «Голышмановожилкомсервис» Д.А. Ампилогов заверил, что посёлку дефицит питьевой воды не грозит. Станция водозабора стоит на огромном подземном озере, его ресурсы позволяют добывать до 9 тысяч кубометров воды в сутки. Для сравнения, сейчас потребляется около полутора тысячи кубов, резерв есть. Основная же задача – следить за очисткой воды и доставкой её потребителям. На станции водоочистки, вода, добытая из четырёх артезианских скважин глубиной 120 метров, проходит несколько ступеней очистки с помощью различных фильтров. На первом этапе вода «освобождается» от песка, затем «отбивается» жёсткость. Как известно, основная проблема голышмановской воды – повышенное содержание в ней железа. Из водозабора вода поступает с его долей 0,5-1 мг., при норме 0,3. После очистки поселковые потребители получают воду с содержанием железа в 0,05 мг. На третьем этапе очистки убирается запах воды, улучшается её прозрачность, вкус.
Специалисты территориального управления Роспотребнадзора берут пробы воды ежемесячно, и после реконструкции водоочистных, с 2008 года, нет отрицательных анализов.
В водопроводные уличные колонки тоже поступает уже очищенная вода. Точно такая же, как из водопроводного крана в благоустроенных квартирах. Но, если за водоснабжение жильцы благоустроенных домов платят не одну сотню рублей, то из колонок многие берут воду безвозмездно. В посёлке из 29 уличных колонок официально заключены договоры только на 17. Документально получается, что пользуются колонками 245 человек. И это в посёлке с населением в 13 тысяч. Уже несколько лет в МУП «Голышмановожилкомсервис» ведут борьбу с неплательщиками. Пробовали предупреждать, приклеивали на колонки листовки, рассылали письма – результата нет. За пользование колонкой надо платить 39 рублей 07 копеек в месяц. Если вспомнить всё вышесказанное о качестве воды, то можно сопоставить этот платёж со стоимостью пятилитровой бутилированной воды, которую мы берём в магазине.
Решительную меру предприняли коммунальщики: не нашли иного выхода, как закрывать колонки на замок. В эту зиму пришлось им помаяться с колонками: в морозы по два раза в день отогревали. Много обращений от жителей появилось и у нас в редакции, жаловались на то, что не работают колонки или их вообще демонтировали. В первую очередь, по словам Д.А. Ампилогова, как раз их убрали там, где нет пользователей. А на те, где есть хотя бы один пользователь, повесили замки, раздали добросовестным плательщикам ключи. Теперь остальным, чтобы получить «доступ» к источнику воды, нужно заключить договор с предприятием в жилищном отделе, который находится в гостинице «Нива».
К примеру, на пользование колонкой на перекрёстке улиц Горького и Комсомольская несколько недель назад было заключено всего пять договоров, сегодня больше двадцати. Вновь «прибывшие абоненты» изготавливают дубликаты ключей за свой счёт. За сравнительно небольшой период времени абонентов прибавилось значительно. И практику закрытия колонок на замок на предприятии намерены продолжить, скоро появятся «затворы» на перекрёстке улиц Пушкина и Комсомольской, Советской и Северной, рядом со школой №3 и по улице Вокзальной.
По поводу нововведения «Голышмановожилкомсервиса» развернулась целая дискуссия в Гостевой книге на официальном сайте Голышмановского района. Мнения разные. Одни говорят, что сначала заставят народ платить за воду, потом предъявят счёт за воздух... Другие спрашивают, почему кто-то должен платить за пользование водопроводом больше 500 рублей в месяц, а кто-то – брать воду в колонках «на халяву»?
У старшего поколения ещё осталась ностальгия по советскому прошлому, где всё было общее, отсюда непонимание – за что платить. В рыночных условиях любое предприятие не будет работать себе в убыток. Пользователей приучают платить за оказанные услуги, проявляя «техническую» изобретательность. Насколько это приемлемо – судить структурам, стоящим на страже закона. Но многие ещё не разобрались, что неприличнее: держать воду «на замке» или упорно отказываться от платы за её использование.
Ирина Шадрина
Фото Екатерины Кадочниковой