9 мая в нашей стране праздновали годовщину Великой Победы. Мой отец не дожил до неё, он погиб, защищая Родину. И вот теперь, спустя много лет, я решила написать о нём всё то, что знаю из рассказов матери и его братьев. Звали его Иван Николаевич Куклин. Родился он в 1903 году в деревне Большие Озёра. Кроме него в семье Куклиных Николая Александровича и Федосьи Семёновны подрастали ещё два сына: Дмитрий и Павел. Младшие вернулись с фронта в родную Сибирь, а вот Ивану не довелось.
В июне 1941 года отца призвали на фронт, но довезли только до города Ишима. Вернули назад. Видимо, сыграло роль то, что до начала войны он был председателем колхоза «6-й Съезд Советов». Тогда не думали о том, что война затянется на годы, а налаживать работу в деревне было необходимо. Второй раз повестка пришла в один из августовских дней. Он был последним, когда мы видели его.
В списках пропавших без вести в годы войны абатчан значатся 517 человек, среди них и мой отец. Однако впоследствии мы узнали о его судьбе от жителя деревни Костылевой Игната Игнатьевича Игнатова. Он оказался в одной части вместе с нашим отцом. Земляки обменялись адресами и дали друг другу слово сообщить в случае смерти сведения о погибшем родным.
16 декабря 1941 года в 20 километрах от Москвы по Волоколамскому шоссе произошёл страшный бой. В нём и погиб наш отец. После войны И.И. Игнатов вернулся домой и рассказал нам о нём. Фашисты рвались к Москве, но наши солдаты отстояли столицу, хотя и с большими потерями.
Однажды в одной из телепередач я случайно увидела документальный фильм о тех событиях. Останки десятков и сотен солдат-защитников предавались земле в братских могилах.
Несмотря на то, что мы знали о гибели отца, в душе все эти годы жила надежда, что произошла ошибка, и он вернётся к нам живым.
Я плохо помню его, но знаю, что он был весёлым и общительным человеком, умел ладить с людьми. По словам мамы, у отца было много друзей. Он словно следовал любимой поговорке «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Любил охоту и рыбалку. Но больше всего нас – детей.
Особенно памятны мне несколько историй из далёкого детства.
В то время у отца был конь по кличке Воронко. Возвращаясь вечером с работы, распрягал любимца и дозволял моему брату Дмитрию отвести коня на ферму. Сорванец забирался верхом и выезжал со двора, а я уже поджидала его за воротами. Следовала команда: «Дуська, держись за хвост!» и я вцеплялась ручонками в хвост коня. Бежала вприпрыжку следом, едва касаясь ножонками земли. Наши опасные для меня шалости кончились, когда всю эту картину увидела соседка. Получив от отца нагоняй, я стала просто бегать рядом с животным, а обратно с фермы мы с братом неслись наперегонки.
Частенько мама посылала меня позвать отца обедать, контора его находилась недалеко от дома. Мне нравились такие поручения, ведь с папой никогда не было скучно - обратную дорогу домой он превращал в весёлые салочки. Любя своих детей, он умел быть и строгим с нами. Однажды братья надумали попробовать курить. Я, конечно же, доложила обо всём отцу. Мальчишек ждало наказание и воспитательная беседа. Месть их была направлена на меня. С тех пор оба они ни разу в жизни не брали в рот сигареты, а я не рассказывала о их проделках. Но, несмотря на это, очень любила братьев, а они всегда были мне защитой и подмогой в жизни. Именно они настояли на моей учёбе и получении высшего образования.
А ведь трудностей в жизни хватало. Оставшись без отца, мы все сполна хлебнули горя. Это и работа матери от зари до зари, чтобы прокормить своих детей, и голод, и безденежье.Отец всегда был для нас примером. И хочется верить, что будь он жив, то гордился бы нами.
Заканчиваю свой рассказ обращением к землякам: пишите о своих близких, мы должны их помнить.
Е. Хованова