Беседуя с директором асфальтобетонного завода «Пышмаавтодор» Юрием Некрасовым, мы то и дело переходим с тем промышленных на... кулинарные.
В этом нет ничего удивительного, говорит Юрий Геннадьевич, потому что завод, на котором готовят асфальт, - та же кухня, только очень большая. И «повара» здесь ходят не в белых халатах, а в рабочих спецовках, на которых крупными хлопьями оседает серая пыль.
Она - неотъемлемый атрибут завода. Если пыль кружит в воздухе, это значит, что предприятие живет. Туда и обратно по его территории деловито ездят погрузчики, ворочающие огромные горы щебня. Под большой бункер-накопитель то и дело подныривают грузовики, принимая в свои кузова горячий пахучий асфальт...
- Кстати, правильнее это будет назвать все-таки асфальтобетонной смесью, - проводит небольшую лекцию для начинающих дорожников Юрий Некрасов. - Когда рабочие уложат эту смесь на дорогу, тогда она станет асфальтобетоном. Ну, а для пользователей дорог - простым асфальтом.
Мы с Викторией Ющенко как рядовые пользователи спрашиваем Некрасова: а с чего начинается новая дорога? Наверное, с уплотнения почвы, а, может, с фрезерования?..
- Нет, - говорит он. - Она начинается с. мотивации. Вот если появятся люди, которым дорога по-настоящему будет нужна, тогда и ее строительство начнется!
Да, производство асфальтобетона неразрывно связано с потребностью в нем. Если провести параллель с кухней, о чем я уже говорила, то асфальт будет лучше сравнить не с консервами, которые месяцами могут храниться на складах - про запас, а с горячими пирожками, которые нужно подавать на стол с пылу с жару.
- Срок годности АБ смеси всего-то два часа, - говорит Юрий Геннадьевич, глядя на часы. - За это время водители должны успеть доставить ее к месту работ, иначе потом качественно уложить покрытие будет просто невозможно.
Поэтому случается так, что асфальтобетонный завод начинает работать не как все обычные заводы - рано утром, а ближе к вечеру, когда (чтобы избежать пробок) начинается строительство дорог.
Вот и сейчас уже седьмой час вечера, а рабочие и не думают уходить домой. Организации «Пышмаавтодор» выпало открывать нынешний сезон капитального ремонта дорог. И сейчас дорожники взялись за улицу Монтажников.
-
Прошлой ночью мы ее фрезеровали, а сейчас будем укладывать покрытие, - рассказывает Некрасов.
-
А от чего зависит качество этого покрытия? - спрашиваю я.
-
Городские водители чаще жалуются на наши дороги, чем хвалят их.
-
Производитель, который дорожит своим именем и репутацией, никогда не допустит, чтобы на его продукцию жаловались. Прежде всего, нужно соблюдать все ГОСТы изготовления асфальтобетона, но и это еще не все, -отвечает Юрий Геннадьевич. -Необходимо учитывать, в каких целях будет использоваться дорога. Может, это будет скоростная трасса, может, обычная городская дорога - с большой или, наоборот, маленькой пропускной способностью. А может, и вовсе сельская проселочная, по которой машины ездят не так часто. В общем, для каждой конкретной дороги есть свой рецепт.
Некрасов знакомит нас с Александром Пахомовым - главным технологом завода, по-простому - с его шеф-поваром. Он-то и вычисляет, какого вида, типа и марки необходим асфальтобетон для каждого конкретного случая. Составляет рецепт, и рабочие ориентируются на пропорции, указанные в нем.
Забыла сказать, АБЗ - это не простой завод, состоящий из цехов и находящийся в промышленном ангаре. А большая сложная установка прямо под открытым небом. В «Пышмеавтодоре» таких установок две. Вместе они производят около трехсот тонн асфальтобетонной смеси в час.
За их работой следит оператор АБЗ - Валер Хамитов. Молодой специалист сидит в небольшом вагончике на высоких опорах - так, что окна выходят прямо на установку. Однако Валер смотрит все больше не в окно, а на монитор компьютера, где перед ним АБЗ, так сказать, в разрезе. Оператор может контролировать, насколько заполнен бункер-накопитель, поддерживается ли в нем нужная температура, в каких пропорциях смешиваются ингредиенты будущего асфальта.
Для начала погрузчик перегружает эти составляющие в бункера-питатели. Он выгребает из больших гор щебня нужную порцию и везет ее к установке. Кстати, гор на территории завода очень много - на первый взгляд, они совершенно однородные, однако профессиональный дорожник запросто отличит одну фракцию щебня от другой.
- Щебень различается по размеру, - говорит Некрасов. - Некоторые его фракции нам выгодно покупать, а некоторые мы производим сами - на дробилке.
Этот громоздкий, высокий аппарат запросто измельчает крупные камни практически в песок. Вот откуда эта бесконечная пыль.
... Из бункеров-питателей щебень и песок поступают в сушильный барабан, там они нагреваются и по горячему элеватору отправляются на грохот. Оттуда - на рассев, потом в дозирующие бункера и на весы. Конечный этап приготовления смеси - это смеситель, куда засыпается минеральный порошок и впрыскивается битум. Все. Блюдо, пардон, асфальт готов к употреблению. Его можно использовать по назначению.
Однако на этом миссия АБЗ не заканчивается - его сотрудники пристально следят за дальнейшей судьбой своей продукции, даже когда она уже застынет и станет частью дороги.
Мы заходим в лабораторию завода, где на столах лежат керны - кусочки, вырезанные из дороги.
- Обычно мы вырезаем их из середины и по бокам, - рассказывает начальник лаборатории Сергей Десятов. - Проверяем, как покрытие изменяется со временем под воздействием окружающей среды.
Есть здесь и образцы совсем свежего асфальта - одну пробу берут на каждые 600 тонн производимой смеси. А еще здесь есть керосин, что очень обрадовало Викторию Ющенко, - по дороге в лабораторию она угодила каблуком в лужицу битума, а оттереть его можно исключительно при помощи керосина.
- Издержки производства, -улыбается Сергей Десятов, смачивая тряпочку резко пахнущей жидкостью.
... Водители тем временем, торопясь уложиться в отведенное время, быстро накидывают на кузова с асфальтом брезентовые полога. Как опытные, ловкие официанты повезли заказ в зал ресторана. То есть, в город. Как только с улицы Монтажников исчезнут временные дорожные знаки, горожане - водители и пешеходы - смогут по-настоящему распробовать качество новой дороги. Приятного (очень хочется на это надеяться) аппетита!
Мария Самаркина