Медиакарта
18:36 | 21 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Профессия , интересная для меня и нужная детям и обществу»

«Профессия , интересная для меня и нужная детям и обществу»
09:45 | 07 июля 2011
Источник: Светлый путь

Справка

ИВАН НИКИФОРОВИЧ АНДРЕЕВ. Родился 10 июля 1951 года в деревне Болтан Чугунаевского сельсовета. В 1974 году окончил Тюменский государственный университет. Общий педагогический стаж – 37 лет. С 1996 по 2006 годы являлся заместителем главы района по социальным вопросам. Имеет звание «Отличник просвещения РФ», «Заслуженный учитель РФ».

…Давным-давно на высоком берегу реки Иски в пяти километрах от Чугунаево жила деревня Болтан. 60 дворов – казалось бы, не так и много, но население большое, в каждой семье росло от пяти до десяти ребятишек. Мужики были все мастеровые, работящие. Строились всем миром: весной заготавливали лес, а после всех уборочных работ уже заходили в новое жильё.

В далёкие пятидесятые по всей деревне стояли добротные дома. В одном из них в семье Андреевых 10 июля 1951 года родился пятый ребёнок – Ваня. Потом появятся еще двое детей. Родители работали в совхозе «Велижанский», а дети во всём помогали по дому.

Школа в деревне была начальная, и с пятого класса ребятишки каждый день ходили за пять километров в Чугунаево, там была средняя школа.

– Мы не замечали, как проходили такой длинный путь, – вспоминает Иван Никифорович Андреев, – шли целой ватагой, человек 40, было весело и интересно.

Мальчик с детства любил природу, с интересом занимался на пришкольном участке, получал удовольствие от домашних огородных работ. Это и определило выбор его профессии.

– Так уж случилось, что после получения аттестата зрелости я целый учебный год работал в Тюнёвской средней школе учителем химии и биологии. И вот здесь-то я уже точно понял, что школа – это моё. На следующий год поступил в Тюменский пединститут на химико-биологический факультет.

«Моё» относилось не только к школе. Студент Иван Андреев с головой окунулся в научно-исследовательскую работу на кафедре геоботаники и занялся наукой. Досрочно сдав экзамены, он все каникулы посвящал геоботаническим экспедициям. С такими же энтузиастами, как и сам, исследовал кормовые угодья, качественный состав растительности, писал рекомендации по улучшению плодородия тем хозяйствам, где бывал. Собранные данные анализировались, обобщались, выливались в доклады на студенческих научных конференциях. Но вот позади пять лет учёбы, защита диплома по геоботанике, впереди – взрослая жизнь.

– Было это в 1974 году, – говорит Иван Никифорович. – При распределении предложили должность директора агробиостанции в Тюмени, но не было квартиры, а я к тому времени был уже женат, и мы с женой Татьяной ждали ребёнка. Пришлось ехать в Чугунаево к своим родителям, отец к тому времени перевёз туда дом из деревни Болтан. Там в школе была вакансия биолога. Дали классное руководство в 10 классе. Очень хорошие воспоминания остались о тех моих первых ребятах, кроме того, поддерживали учителя, которые меня учили в этой школе.

Молодого учителя заметили, и вскоре от райкома партии поступило предложение возглавить Бухтальскую школу. В ту пору он был самым молодым директором школы в районе.

– Два года работы в Бухтале дали мне хорошую основу в формировании умений и навыков управленческой деятельности, я научился планировать финансово-хозяйственную работу. В этот период школа осуществляла всеобщее среднее образование, вводилось трудовое обучение, летом создавались ученические производственные бригады. В деревне Малая Бухталка организовали городок из вагончиков, где ребята жили, трудились, отдыхали, сами готовили себе еду…

И пошли ступени роста молодого перспективного специалиста.

В 26 лет Иван Никифорович возглавил районный отдел образования. Через два года его перевели в СПТУ – там часто менялись директоры, нужно было строить, укреплять материально-техническую базу, педагогические кадры.

– Директором СПТУ я проработал пять с половиной лет, с первого октября 1980 года до 1986. Работы было много, особенно это касалось строительства учебных корпусов, мастерских, общежития, столовой. Строила наша ПМК, и даже привозили помогать студентов из строительных училищ других районов.

Сколько механизаторов, водителей, поваров и других нужных селу специалистов вышло из стен этого заведения!

…В 1986 году Ивану Никифоровичу вновь предложили заведовать районным отделом образования. С тех пор и по сегодняшний день он на своём ответственном посту. Много изменений произошло за эти годы в системе народного образования.

– Сейчас сократилось количество учащихся, – рассказывает Иван Никифорович. – А в 80-е годы шло интенсивное строительство школ и детских садов. Во всех центральных усадьбах учебные заведения строились «на вырост». К примеру, Бухтальская средняя школа может вместить 640 учащихся, а обучаются сейчас там 100 детей, Велижанскую школу на 740 мест посещают 400. Каждый колхоз или совхоз имели в то время свои детские сады.

К началу этого века все здания детских садов пришли в ветхое состояние, и содержать в них детей стало небезопасно. Да и многие кадры не соответствовали требованиям. Было принято решение оптимизировать сеть учреждений образования, то есть обеспечить детям обучение в школах с достаточной материально-технической базой, совершенными педагогическими технологиями, обеспечив подвоз детей на автобусах из деревень в средние школы. К примеру, детей из Елани привозят в Антипино. Мы первыми из районов юга области с 2002-2003 годов начали приводить в нормативное состояние школы и детские сады.

Капитальный ремонт сделан в Нижнетавдинской, Велижанской, Антипинской, Чугунаевской, Андрюшинской и других школах. Остались только Кунчурская и Миясская. При школах создали дошкольные учреждения. Первыми это сделали в Черепановской и Канашской, а теперь дошкольные учреждения расположены уже в 13. Кроме того, в здания образовательных учреждений ввели большинство сельских библиотек, а в Велижанской, Бухтальской, Ключевской и Кунчурской школах открыли сельские клубы.

Про образование района, про достижения, проблемы, планы на будущее Иван Никифорович может рассказывать долго и увлечённо. И это не удивительно – ведь это его жизнь.

– Поработав и учителем, и директором, я понял, что выбрал профессию правильно – она интересная для меня и нужная для детей и общества, – сказал он. – Каждый день я подвожу итог, что сделано, мне интересно видеть результаты своего труда.

Иван Никифорович знает в лицо каждого учителя района. И это не преувеличение. А молодых специалистов начальник управления обязательно представляет главе района Зуфару Ахтариеву.

– Сейчас у нас новый, высокопрофессиональный состав управления. География приглашённых к работе в управление образования широка. Судите сами: Светлана Геннадьевна Федотова – бывший директор Черепановской школы, Анжела Фагимовна Фазлуллина руководила Киндерской школой, Ольга Александровна Листова была заместителем директора Антипинской школы, Юлия Викторовна Феоктистова – победитель конкурса «Учитель года-2008», бывший учитель биологии Бухтальской школы. Возможность пригласить лучших из лучших появилась только благодаря тому, что администрация района старается положительно решить все жилищные проблемы педагогических кадров.

Супруги Андреевы вырастили двух дочерей, Елену и Ольгу. Старшая Елена пошла по стопам отца – учитель-биолог, в настоящее время заместитель директора Нижнетавдинской средней школы.

…В выходные дни в Нижней Тавде проходят различные школьные мероприятия районного масштаба, на которых обязательно присутствует начальник управления образования. Он с удовольствием болеет за свой район, свои школы, своих учителей и учеников.

Тамара МАНЯХИНА,

Рустем РАХМАТУЛЛИН (фото)