Медиакарта
6:30 | 3 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Живи и помни

В канун 70-летия начала Великой Отечественной войны в стенах редакции состоялся круглый стол, посвящённый этой скорбной дате. Разговор получился длинным, интересным, затрагивающим самые тонкие струны души. Представляем нашим читателям выдержки из рассказов.

Всё Отчизна вынесла, став ещё сильней,

В тысяча четыреста восемнадцать дней…

Строки стихотворения, с которого начал разговор участник Великой Отечественной войны, бывший авиастрелок, ветеран педагогического труда, член Тобольского городского совета ветеранов Николай Александрович Черепанов, невольно заставили собравшихся за столом убелённых сединой ветеранов вспомнить свой роковой 1941-й. Война… Эта тема для них непростая, как незаживающая рана… И не дают покоя отголоски пережитого. Каким им запомнился тот тёплый июньский день, перевернувший мир с ног на голову?

Николай Александрович Черепанов:

  • Был воскресный тёплый день. Я успел закончить семь классов школы №3. Собрались на день города в Подчувашах. Приходим на праздник, а в три часа дня говорят: «Началась война! Выступал Молотов». Мы тогда по-своему, по-мальчишески рассуждали: «Что война? Ну, месяц или два…». А она обернулась тяжёлым испытанием. Беда приходит не одна. В ту весну разразилось большое наводнение, вода поднялась на девять с половиной метров. Всё плавало. Скот пришлось вывозить…

Гатаулла Сафич Садыков, участник Курского сражения, житель с. Абалак:

  • Я, будучи студентом Тобольского рыбопромышленного техникума, оказался в июне на практике в с. Самарово Ханты-Мансийского национального округа. Помню, в воскресный день мы с товарищем шли на рыбоконсервный комбинат. И здесь, на улице, дошло до нас известие о войне. Особой паники не было. В воздухе уже тогда ощущалось, что что-то должно случиться. Вот оно и случилось.

Как жили в первые месяцы войны? Несмотря на суровое время, в рыбной промышленности не забывали о своих студентах. Была стипендия, которой хватало на питание, ну и чтобы сходить в кино. Голода мы не испытывали. Да и потом, скажу, забегая вперёд, когда попал в армию, не голодовали. И в Вилемском пехотном училище, где я учился, кормили будущих офицеров хорошо, даже в обед подавали хлеб - чёрный и белый.

Нам в техникуме долго учиться не дали. Студенты-выпускники разъехались на работу, кто куда. Меня направили на Самаровский консервный комбинат. Проработал шесть месяцев, а в августе 1942 меня призвали. Не хотели брать: роста я был невысокого. Но я настоял, говорю, неужели человеку со средним образованием не найдётся место в армии? Молодёжь тогда стремилась на фронт, никто не отлынивал. В училище после кратковременных курсов подняли нас по тревоге и посадили в поезд. В Новосибирске взамен курсантского обмундирования выдали полевую форму, ещё фуфайки и валенки. И снова едем вперёд. Первым горячим обедом нас накормили только в Кургане. Потом остановка в Москве, где мы задержались на целый месяц. А уж потом отправили нас под Курск, где попали в самое пекло, приняли боевое крещение.

Татьяна Фёдоровна Бли-нова, труженица тыла, д. Нижние Аремзяны:

  • В нашей семье узнали о войне часов в 7 или 8 вечера. Моя старшая сестра Полина, которая окончила девять классов, после экзаменов отправилась со всеми на танцы в Александ-ровский сад. Родители удивились: «Что-то Полинка наша идёт рано?». А она влетает испуганная, встревоженная такая: «Война!». Я, тогда ещё пятиклассница, недоумеваю: «Какая вой-на?». Меня папа обнял и говорит: «Это, дочка, когда убивают людей». А мне опять непонятно: «Как же мы без тебя жить будем?». Он, помню, сказал: «Вот уж, дочка, как получится».

Отец мой прошёл через несколько войн, воевал в первую империалистическую, был участником гражданской и финской. Он успел помочь нам заготовить сено для коровы. Из-за наводнения участков было мало - где копнушку тащим на себе, где в мешках, волокушей, вязанками. А в начале августа ему пришла повестка. Как сейчас помню, он мне говорит: «Ты, Татьяна, остаёшься в семье за главу!».

Полину тоже призвали в армию, как только ей исполнилось 18 лет. Но на фронт она не попала, оставили «до востребования» - сестра работала на секретном военном объекте. Часто она приходила домой в слезах, уставшая. Уже позже она как-то призналась маме, что работала приёмщиком древесины - с заключёнными, осуждёнными на большой срок. Но она была у нас стойкая, волевая дивчина, трудилась до последнего дня. До войны в магазине было всё: и сахар, и другие продукты. А тут вдруг разом ничего не стало. Ещё полгода мы как-то продержались. У нас была корова, но надо было сдать государству 500 литров молока. Хорошо, если останется пол-литра себе. Мама брала большой медный самовар, заваривала в нём травяной чай и туда молоко выливала. Мы пили и думали: как это вкусно!

В школе сразу исчезли все учебники. Помню, на весь класс была одна книжка по истории. И классы понемногу пустели. Из 30 учеников заканчивали семилетку всего семь человек…

Помню, как нас, пятиклассников, начиная с июля, отправляли на сельхозработы в близлежащие деревни. Мужчин забрали на фронт, рабочих рук не хватало, молодёжь отправили на курсы трактористов. Лошадей тоже забирали в армию. Ребятишки всё понимали, работали сколько надо, сколько скажут.

Отца мы так больше не увидели. Потом заболела мама. От тех военных лет у меня осталось ощущение постоянного голода, чувство сиротства, нужды, изнурительного труда. Был такой момент, когда уже не в чем было идти в школу. Как-то отправили нас в Анисимовку на сельхозработы, у меня разом вся подошва от ботинка отстала. Потом директор школы Пётр Григорьевич преподнёс мне ботинки на деревянном ходу - верх у них был из свиной кожи, колодки деревянные, идёшь, как на протезах. Вся улица прибежала на них посмотреть. Я эти ботиночки долго хранила.

К 1944 году жить стало немного легче. Американцы открыли второй фронт, подбрасывали нам гуманитарную помощь. Но в магазине всё было дорого, булка хлеба стоила двести рублей. У нас Полина ра-ботала тогда в татарском педучилище техничкой, получала 40 рублей. Сколько же нужно зарплат, чтобы булку купить? Стакан соли стоил наравне с хлебом…

Имена, овеянные славой

Присутствующие на встре-че не могли не вспомнить о Героях Советского Союза, родившихся на тобольской земле, о героизме оставшихся в тылу женщин и детей.

Валентина Павловна Субарева, директор Овсянниковского школьного краеведческого музея, председатель совета ветеранов:

  • Из нашего Овсянниковского сельсовета на фронт были призваны 825 человек, из них 479 не вернулись с полей сражений. Наводнение 1941 года застало врасплох. Весь скот выгоняли на более высокие места. По рассказам очевидцев тех лет, с известием о войне уполномоченный прибыл в деревню на лодке только в шесть часов вечера. А уже на следующий день первых 12 жителей - молодых людей в возрасте от 20 до 22 лет, призвали на фронт. Из тех первых призывников лишь один в 1946 году возвратился домой…

Я дочь участника Великой Отечественной войны. В 1940 году мой отец служил на Дальнем Востоке. За три месяца до начала войны его часть перебросили на запад. Начало войны папа встретил в пяти километрах от г. Бреста. На его глазах немцы переправлялись через реку, самолёты бомбили нашу землю. Перед превосходящими силами противника наши бойцы начали отступать. Отец пережил горечь отступлений, оборонял Киев, был ранен. Он вернулся домой в 1946 году.

О войне он не любил вспоминать. Но когда приближался очередной День Победы, начинал плакать, это, наверное, был единственный день в году, когда он не мог скрывать слёз. «Не хочу ничего рассказывать вам о войне, - говорил он. - Не дай бог никому пережить это». Папа ушёл, не дожив пяти дней до 40-летия Победы… Сегодня на нашей территории не осталось ни одного участника войны. Единственными свидетелями тех трудных лет являются труженики тыла, их 20 человек. На долю женщин, девушек и подростков выпало немало испытаний, но они стойко переносили удары судьбы. Уже через несколько месяцев после начала войны члены сельхозартели имени Будённого Овсянниковского сельсовета выступили инициаторами движения «Больше хлеба фронту». А в августе они сдали сверх плана так называемый «красный обоз» с хлебом.

Вот ещё один пример героизма тружениц тыла. В деревне Голошубиной было налажено овчинно-меховое производство. Все шкуры, поступающие в счёт налогов, перерабатывались и отправлялись дальше. Из них потом шили полушубки для фронта. И вот те, кому довелось там работать (теперь их никого уже нет), вспоминали: «Фильм шёл, как на Москву идут колонны сибиряков в белых полу-шубках. Так это, наверное, наши!».

Наше левобережье известно тем, что отсюда родом Герой Советского Союза, уроженец д. Савиной Алексей Иванович Мельников.

Ольга Васильевна Бухарова, учитель Верхнеаремзянской школы, директор краеведческого музея:

  • У нас на территории тоже остались в живых только труженики тыла.

Моя бабушка Александра Ивановна Яковлева – одна из того поколения, участница трудового фронта. Она помнит, как их, 16-летних девчонок, отправляли на лесозаготовки в д. Почекунину. Лошадей жалели, лес вывозили на себе. Там бабушка получила увечье.

Деревенские люди хоть и держали хозяйство, жили голодно. Колхозникам давали непомерно высокие налоги на сдачу молока, шерсти, масла, яиц и других продуктов. Ни один колхоз не справлялся с госпоставками. И на заседаниях исполкома сельсовета в первые годы рассматривался вопрос о том, как это компенсировать. Людей спасало то, что они насобирали в лесу: грибы, ягоды, орехи.

Несмотря на это, у всех было высокое чувство патриотизма, энтузиазма. И когда объявлялись различные акции, лотереи, жители принимали активное участие. Селяне собирали тёплые вещи и отправляли посылки на фронт. Наши жители откликнулись на сбор средств для строительства танковой колонны «Омский колхозник» и вложили 1600 рублей.

Аремзянская земля тоже дала своего героя. За храбрость и героизм звание Героя Советского Союза получил уроженец д. Кирюшиной Тимофей Никитович Чарков. К сожалению, имя нашего прославленного земляка почему-то долгое время незаслуженно оставалось в тени. Спасибо газете, которая организовала встречу с вдовой Героя, собрала бесценный материал. В этом году будем отмечать 90-летие со дня рождения Тимофея Никитовича.

Юлия Дегтярёва, ученица Дегтярёвской средней школы:

  • В нашей школе хранят память об уроженце д. Качиповой, Герое Советского Союза Александре Никитиче Лагунове. Школьники поддерживают связь с его земляками, которые вместе учились, встречали Героя во время его приезда на родину, приглашают их на беседы и уроки мужества. У нас круглый год ведётся тимуровская работа, ребята оказывают посильную помощь пожилым людям. Вот уже несколько лет в школе действует кадетский отряд «Витязь».

Мальчишки, которые его посещают, отличаются от остальных: они подтянутые, более подготовленные физически. Конечно, приходится мно-го заниматься. Но они уверены, что это пригодит- ся им в армии. Наши кадеты стремятся поддерживать традиции старшего поко-ления, которое служит школьникам примером патриотизма.

Никто не забыт, ничто не забыто

Не обошли участники круглого стола и такую важную для сегодняшнего дня тему, как патриотическое воспитание молодёжи. За последние два десятилетия в обществе произошла переоценка многих нравственных ценностей. Отрадно, что вступающая в жизнь юная смена учится у своих старших товарищей также любить и защищать Отчизну, как когда-то их деды с оружием в руках стояли насмерть под Сталинградом и Москвой. Были высказаны и предложения по обновлению форм работы.

Надежда Ильинична Фоминых, председатель районного совета ветеранов:

  • Сегодняшний разговор - это как напоминание о том, что у подвига нет времени. С каждым днём участни- ков тех страшных событий остаётся всё меньше. Сейчас в районе проживают 15 фронтовиков, а шесть лет назад, когда я начинала работать, их было 46. Поэтому задача советов ветеранов, образовательных учреждений - чтить память погибших и не оставлять без внимания, поддерживать здравствующих солдат и тружеников тыла. Я очень благодарна коллективам редакции и образовательных учреждений за проделанную работу по сбору воспоминаний участников войны и тружеников тыла. Итогом её стали книги: областного совета ветеранов войны и труда - «Мы выстояли и победили» и районного - «Я помню».

И ещё вот о чём не могу не сказать. Большое внимание на территориях уделяется приведению в порядок солдатских могил, нуждающихся в общественном уходе. В прошлом году из фонда «Победа» были направлены средства на покраску, благоустройство и приведение в порядок семи памятников. В этом году выявлено 151 захоронение, благо-устроено 150, выполнены работы по их очистке, покраске силами школьников, населения, администраций поселений. Но ещё 26 оградок нуждаются в покраске, необходимо установить (хотя бы из штакетника) 19 оградок и памятников. Вопрос в том, где найти средства? Поэтому через газету обращаюсь к спонсорам: помогите со стройматериалами, окажите посильную помощь. Пусть это будет нашей благодарностью землякам, которые отдали свои жизни за счастливое будущее потомков.

Татьяна Викторовна Щукина, руководитель лекторской группы при городском совете ветеранов:

  • Я работаю в районе вот уже третий год. Как нас ждут в школах, тепло принимают! Формы работы лекторской группы самые разные: уроки мужества, беседы, диалоги. Нам хочется, чтобы не только мы рассказывали детям, но чтобы и школьники участвовали в разговоре.

Я считаю, что мы делаем очень большое и нужное дело для наших детей. Больно, что уходят из жизни ветераны. И то, что мы рассказываем, собираем по крупицам воспоминания, накапливаем бесценный опыт представителей старшего поколения - всё это, несомненно, важно для нашей истории, во имя грядущих поколений.

Клара КУТУМОВА, фото Святослава ВИНОКУРОВА

Теги: ПОБЕДА