Заседание Совета по вопросам реализации приоритетного национального проекта «Образование» на территории Абатского муниципального района под председательством главы района И.Ю. Васильева состоялось 23 июня в здании районной администрации. Было заслушано несколько докладов.
С первым докладом «О ходе исполнения решения Совета по вопросам реализации приоритетного национального проекта «Образование» выступила В.Н. Шагаева, начальник отдела образования администрации Абатского муниципального района. Также Валентина Николаевна рассказала о результатах выполнения Национальной образовательной инициативы (НОИ) «Наша новая школа» в 2010 году, подчеркнув, что одним из основных направлений НОИ является переход на новые образовательные стандарты.
Наша новая школа
По словам В.Н. Шагаевой, в районе создан Совет по методическому сопровождению введения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), экспериментальную работу в данном направлении вела МОУ Абатская СОШ № 1. Методкабинет отдела образования координировал взаимодействие школ и учреждений дополнительного образования по организации внеурочной деятельности учащихся, сформировал базу данных учебников и учебных пособий, используемых при переходе на ФГОС, организовывал курсы повышение квалификации педагогов и администраторов образовательных учреждений, координировал деятельность рабочих групп, реализующих муниципальные единичные проекты.
С 1 сентября 2011 года планируется вести методическое сопровождение экспериментальной деятельности по апробации ФГОС – основное общее образование. Подана заявка о присвоении статуса «экспериментальная площадка» по внедрению стандарта в 5 классе на базе Абатской СОШ № 2.
Следующее направление деятельности «Нашей новой школы», о котором рассказала начальник отдела образования, – работа с одаренными детьми. Главным направлением здесь является олимпиадное движение. В районе проводятся предметные олимпиады учащихся 4, 7 – 11 классов. Например, в прошлом году был проведён муниципальный этап Всероссийской предметной олимпиады учащихся 7 – 11 классов, в котором приняли участие 416 ребят. 67 из них стали победителями и призерами. Также в течение года проводились и ряд других предметных олимпиад.
В каждом образовательном учреждении разработана программа «Одаренные дети» до 2013 года. Составлен план работы с одаренными детьми, ведется мониторинг их достижений. В Абатской СОШ № 2 создано научное сообщество. В каждой школе для учащихся организована работа кружков, спортивных секций, элективных и предметных курсов.
Далее Валентина Николаевна рассказала о работе отдела образования по совершенствованию учительского корпуса, которая включает также совершенствование всей системы повышения квалификации учителей, в том числе и процедуры аттестации.
Расширение самостоятельности школ, в том числе в области информационных технологий, – ещё одно направление образовательной инициативы. Условия, созданные в школах Абатского района, позволяют эффективно организовывать учебно-воспитательный процесс, использовать современные образовательные технологии.
В настоящее время в учебном процессе используются 170 компьютеров, имеющих лицензированное программное обеспечение и выход в Интернет.
В школах используются специальные программы для автоматизации процессов обучения.
Однако, как отметила В.Н. Шагаева, есть определенные трудности по развитию работы в области информатизации:
-
компьютерный парк школ требует серьезного обновления – 49 компьютеров в школах получены до 2001 года, 72 – до 2005 года;
-
низкая скорость передачи информации через Интернет (128 Мбит/с), что не позволяет учителям использовать материалы для уроков интерактивно;
-
49,4 % учащихся района имеют компьютеры дома и только 33 % учащихся имеют доступ к сети Интернет в домашних условиях, что делает невозможным доступ родителей к электронным дневникам своих детей и информации, выставляемой на школьном сайте.
Особого внимания, по словам Валентины Николаевны, требует такое направление НОИ как интеграция в образовательный процесс детей-инвалидов. В районе количество детей с ограниченными физическими возможностями в возрасте от 0 до 18 лет составляет 113 человек, из них 46 дети-инвалиды школьного возраста. В школах обучение таких детей осуществляется по следующим формам: на дому, по индивидуальным программам в интегрированных классах и специальных (коррекционных) классах VIII вида. Дети с ограниченными физическими возможностями дошкольного возраста посещают общие группы и группы кратковременного пребывания в детских садах и общеобразовательных школах.
Отдельное направление отведено взаимодействию с родителями в «Нашей новой школе». В этом направлении уже на протяжении двух лет специалистами отдела образования проводятся мониторинговые соцопросы родителей с целью выявления степени удовлетворенности качеством дошкольного образования и досуговой занятости учащихся и другие.
Подводя итог, В.Н. Шагаева отметила, что все мероприятия по реализации НОИ «Наша новая школа» в 2010 году выполнены в полном объеме. В 2011-2012 учебном году намечены дальнейшие задачи, которые будут продолжать реализовываться.
Альтернатива традициям
О сетевом взаимодействии образовательных учреждений в условиях базовой сельской школы проинформировала присутствующих директор МОУ Банниковской СОШ Л.А. Лубягина. Эта школа с 2007 года функционирует как базовая, ведя совместную работу с сетевыми средними общеобразовательными школами: Ленинской, Старо-Маслянской, Шевыринской и Коневской. По словам Любови Александровны, взаимодействие школ сети осуществляется через организационное и нормативно-правовое сопровождение на основе положения о базовой школе координационным советом, включающим директоров школ и заместителей, – с целью повышения качества образования в образовательных учреждениях сети базовой школы.
Начата работа по созданию в течение следующих лет единого образовательного пространства, к которому будут подключены предметные методобъединения, работники школьных сетевых библиотек, методическая служба, администрация школ.
Л.А. Лубягина подчеркнула, что в настоящее время альтернативой традиционной школе становятся школы нового типа – вариативные, открытые, устраняющие «одинаковость» образования и в то же время обеспечивающие освоение воспитанниками общекультурного образовательного ядра, организующие обучение с учетом задатков, склонностей, способностей и интересов детей, достигнутого ими уровня развития и обученности.
Изменяется и организация деятельности школ, которая направлена на профилизацию образования обучающихся школ с учетом особенностей образовательной деятельности всех участников сети, и ориентирована на совместно определенные цели, связанные с реализацией образовательных программ предпрофильной подготовки профильного обучения.
– Кустовая сеть профильного обучения в нашей модели – это объединение школ вокруг одного оснащенного учреждения – базовой школы - с соответствующим ресурсным обеспечением, – сказала Любовь Александровна. – Но мы попытаемся объединить модели организации данного обучения, то есть не только на основе сетевого взаимодействия, но и социального партнерства, что означает использование образовательных ресурсов учреждений дополнительного начального и среднего профессионального образования, других учебных заведений и предприятий, что особенно актуально в условиях однокомплектных и малокомплектных школ в сельской местности.
После изучения руководителями школ сети данных рекомендаций, моделей организации проведено заседание координационного совета, где определена совместная деятельность школ, в результате которой сформирована совместная группа обучающихся в составе 15 человек для освоения программы по учебному плану дополнительных образовательных услуг. Учащимися закончен первый год обучения. С отмечаемым интересом они завершили изучение теоретической части. В новом учебном году с учетом их предложений, а также предложений родителей и руководителей сетевых школ, учащимся предстоит обучение с выполнением практической части.
Экзамены сданы успешно
О результатах промежуточной и государственной (итоговой) аттестации (ГИА) учащихся образовательных учреждений района в 2011 году доложила О.М. Панова, ведущий специалист отдела образования администрации Абатского муниципального района.
Как сказала Ольга Михайловна, во всех образовательных учреждениях учащиеся 2-8, 10 классов успешно прошли годовую промежуточную аттестацию, все переведены в следующий класс. Общая успеваемость составила 100 %. Средняя качественная успеваемость по району за год – 43,5 %, что выше аналогичного показателя за четверти 2010-2011 и за 2009-2010 учебных годов. Самый высокий уровень качественной успеваемости – 58,3 % – в МОУ Тушнолобовская СОШ.
Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9 классов проходила с 26 мая по 15 июня 2011 г. В ней участвовали 220 выпускников, из которых восемь человек – дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) проходили ГИА по специальной технологии, два человека (дети с ОВЗ) проходили ГИА в традиционной форме. Выпускники девятых классов третий год участвуют в ГИА в новой форме по обязательным предметам (русский язык и математика).
Предметы по выбору выпускники сдавали в традиционной форме – по билетам. Выбор предметов был представлен всем спектром общеобразовательных дисциплин, изучавшихся в 9 классе. Традиционно чаще выбирают биологию, обществознание, географию, реже – иностранные языки. Десять человек выпускников Тушнолобовской СОШ сдавали предмет по выбору – биологию в новой форме.
Таким образом, все выпускники основной школы успешно прошли ГИА, получили результаты, не ниже удовлетворительных, соответственно получили аттестаты об основном общем образовании, два человека получили аттестаты об основном общем образовании с отличием (МОУ Абатская СОШ № 1).
Государственная (итоговая) аттестация выпускников 11(12) классов проходила с 27 мая по 20 июня 2011 г., участвовали 92 выпускника средних школ, десять – вечерней, два выпускника ПУ № 47 и два выпускника прошлых лет. Обязательные предметы русский язык и математику сдавали все выпускники.
Среднерайонный показатель по русскому языку выше аналогичного за прошлый год.
Один человек из МОУ Банниковская СОШ получил результаты ниже минимальных по двум обязательным предметам, следовательно он не прошёл государственную (итоговую) аттестацию и не получит документ об образовании.
Результаты ЕГЭ по математике на уровне прошлогодних.
Делая вывод, Ольга Михайловна сказала, что со стороны отдела образования, администрации школ необходимо усилить контроль над деятельностью образовательных учреждений по выполнению программного содержания и практической части, а также за качественной подготовкой учащихся к итоговой аттестации.
Подводя итоги Совета по вопросам реализации приоритетного национального проекта «Образование», глава района отметил положительную тенденцию отрасли образования по организации и проведению государственной итоговой аттестации (ГИА) учащихся, рекомендовал продолжить обеспечение и контроль над дальнейшим ходом реализации приоритетного нацпроекта.
В. Бабушкина