Медиакарта
6:35 | 9 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Родная моя Краснополька – колхозница

Родная моя Краснополька – колхозница
17:47 | 11 июля 2011
Источник: Слава труду

Любовь ГРИГОРЬЕВА,

с. Аромашево.


В дореволюционное время, точнее в 1911 году, во время столыпинской земельной реформы, когда Российское правительство решило освоить необъятные просторы сибирской земли, была проведена огромная работа по агитации населения центральных областей (Московской, Рязанской, Тульской и других). Жителей этих мест убеждали переселиться в Сибирь, для чего была оказана всем переселенцам безвозмездная материальная помощь (подъёмные на каждого члена семьи, деньги на покупку дома, на приобретение необходимого инвентаря, скота, кормов для него, продуктов питания для семьи, семян и т.д.).


Наш прадедушка Сидоров Сергей и его брат Сидоров Савелий со своими сыновьями и дочерями, кроме тех, которые были уже замужем, согласились на переезд, т.к. на Родине было уже очень тесно жить, в одном доме образовывалось сразу несколько семей: все сыновья женились, рождались дети. Землю выделяли только мальчикам, на девочек не давали.

Кроме нашего прадедушки, из той деревни Ковалёвки поехало ещё много семей. И все они обосновались на территории нынешнего Аромашевского района, на красивой большой поляне, окружённой берёзовым лесом. Назвали это поселение Краснополькой.

Трудно сейчас представить, как они обустраивались, ведь поблизости не было даже никаких водоёмов – ни речки, ни озера, никакого жилья. Все семьи большие. Многих я помню – это Орловы, Гусевы, Бочаровы, Морозовы, Денисовы, Абрамовы, Митрофановы, Моисеевы, Ляховы, Сализовы, Волковы, Шиловы, Карпухины, Жуковы, Хижняк, Душутины, Панфёрины и др.

После революции, т.е. во время гражданской войны, многие из переселенцев покинули нашу родную деревеньку Краснопольку (к тому времени она насчитывала домов до 30-35). Наш прадедушка Сидоров Сергей остался там с двумя многодетными сыновьями – Дмитрием и Александром.

Земли давали столько, сколько хочешь. Могли использовать в неограниченном количестве, лишь бы хватило сил да умения. В основном жители нашей деревеньки занимались земледелием и, конечно, все имели довольно большие стада скота: по 1-3 лошади, 1-4 коровы, ни один десяток овец. А самое главное – каждый житель деревни должен был приобрести какую-то специальность. Например, наш дедушка был овчинником, т.е. обрабатывал шкуры овец и другого скота. У него получались дублёные шкуры лучше, чем у других, поэтому к нему везли их со всего района. А дедушкин брат Сидоров Александр валял валенки. Были в селе портные, столяры-плотники, кто-то делал хорошие прялки, кадушки, телеги и т.д.

Когда наступила пора коллективизации, положение крестьян ухудшилось. Население деревни разделили на три группы: кулаки, середняки и бедняки. Кулаков начали раскулачивать, а их имущество куда-то увозили, некоторые вещи отдавали желающим беднякам.

Нашего деда отнесли к группе середняков. Установили норму поголовья скота. Например, одна корова на семью, а семья у деда состояла из 14-ти человек. Сколько молока придётся на каждого члена семьи?!

Первый колхоз просуществовал недолго – распался.

Многие стали уезжать из деревни, в основном – самые многодетные: ребятишкам надо учиться, а приходская школа была только до 3-х классов.

К тому времени уже существовал колхоз. Чтобы вступить в него, надо было внести деньги, скот, ведь при создании колхоза все жители деревни сдавали своих лошадей, коров, овец, птицу в общий двор.

Многие покинули Краснопольку. Наш папа Сидоров Николай Дмитриевич не уехал к себе на родину. Он был уже женат, и они с мамой, Волковой Пелагеей, остались в Краснопольке. А когда началась война, всех совершеннолетних мужчин призвали на фронт. Опустела наша Краснополька. Все тяготы легли на плечи женщин и ребятишек. Выстояли! Дождались, кому повезло, своих мужчин и начали поднимать хозяйство. Но руководство посчитало деревню неперспективной, и в 50-х годах жители Краснопольки разъехались кто куда. А жаль!

Деревню обустраивали люди с большой любовью и старанием. Получилась она красивой, чистой, зелёной. Одна широкая улица. В каждом дворе – колодец. У каждого двора – черёмуха, сирень, акация. Напротив нашего дома была кузница, а за ней – небольшой молодой лесочек. А сколько там было грибов! Я помню конный двор с большой колодой, всегда полной прозрачной воды. За Пандёриным падуном – бугор, на нём каждую пасху устанавливали качели. Клуба в деревне не было, и молодёжь, а её было много, устраивала гулянья на полянке возле школы. Под балалайки плясали, пели частушки. А какие проголосные песни распевали! Помню замечательные голоса Полины Ляховой, Вали Сидоровой, Вали Салиховой и других. Конечно, сейчас тех, кто обустраивал Краснопольку изначально, уже нет в живых. И мы, их внуки и правнуки, уже в преклонном возрасте. Время неумолимо. Уйдёт наше поколение в мир иной, и, если мы не будем рассказывать своим детям, внукам, правнукам, как обживалась наша сибирская земля, они и знать не будут об этом. А ведь это история нашего родного края. Память о наших предках и есть уважение к истории. Общество, уважающее свою историю, – сильное общество!

Уважаемые земляки-краснопольцы, есть предложение нынче в столетний юбилей нашей деревни встретиться в Петров день, 12 июля, в Краснопольке на Бочаровой поляне. Желающие, позвоните мне по телефону 2-21-81.