Над опытными полями института сельского хозяйства Северного Зауралья кружат стаи белых чаек. Они садятся на только что перепаханное поле и ищут в свежей земле червячков.
Птицы не боятся тракторов. Кружат вокруг кабины. Трактористы говорят, что птицы привыкли к машинам, но людей опасаются. Если высунуть руку из окошка, то белые чайки испуганно разлетаются в разные стороны…
УЧЕНЫЕ - ПРЕДПРИИМЧИВЫЕ ЛЮДИ
Площадь опытных полей института - 518 гектаров. Сложно представить, как это много. Только когда стоишь посреди засеянного поля, начинаешь ощущать величину этого пространства.
Где-то вдалеке работают три трактора. Кажется, они совсем как игрушечные. Однако когда машина приближается, видно, какие у трактора большие колеса. Но тракторист аккуратно проезжает между грядок и не мнет побеги.
Игорь Носов работает в этом поле два года и успел изучить каждую пядь. Он окучивает картофель, чтобы земля получила больше кислорода и влаги.
- Работа нетрудная - можно даже не рулить, - скромничает Игорь. - Я с 14 лет трактористом работаю… Вот только днем в кабине невозможно жарко. Поэтому иногда выезжаю в четыре утра, чтоб не так душно было.
Ему осталось обработать меньше половины поля, это работы часа на два. Наверное, если бы трактор был поновее, то Игорь управился бы за час. Хотя на свою машину не жалуется.
- Да этот трактор еще «молодой». Ему всего-то 18 лет, - смеется Игорь.
По сравнению с другой техникой трактор на самом деле не старый. Большинство машин, что работают в поле, остались со времен советской власти.
… Приборы в лабораторно-аналитических центрах тоже успели состариться. Ученые мечтают о новой технике, а равно и о своем сушильном хозяйстве и складских помещениях.
Во времена Советского Союза государство полностью финансировало институт, регулярно закупалось оборудование. Сейчас институт находится на дефицитном бюджете.
- Даже зарплата у нас «дефицитная», - говорит Лариса Гарбар, заместитель директора по научной работе. - Молодому специалисту с высшим образованием мы можем предложить ставку в шесть тысяч рублей. Кто на такое пойдет?
Коммунальные услуги государство оплачивает только на двадцать процентов. Надбавок за селекцию или научные работы - нет. Институт старается, как может. Ученые начали заниматься предпринимательством. Сдают в аренду помещение, продают семена частникам и оптовикам.
Лариса Ивановна Гарбар, специалист по исследованиям средств защиты от сорняков и вредителей, заключает контракты с производителями химикатов. Она проводит опыты в лаборатории и на поле. За эту работу компании не могут ей заплатить - приходится брать теми же химикатами.
«БОЛЬШОЙ ОГОРОД»
Удивительным образом, невзирая на финансовые проблемы, институт развивается! И свое дело делает - в интересах сибирских хлеборобов. На сегодняшний день 60 процентов семян, которые вывели здесь, используются на посевных площадях Тюменской области. Всего селекционеры создали 72 сорта сельхозкультур, 28 - зарегистрировали. Ежегодно ученые передают пять новых сортов на регистрацию в Государственный сельскохозяйственный институт.
- Ученые - они же ненормальные люди! - смеется Лариса Гарбар. - Они занимаются своим делом не ради денег, им на самом деле интересно! Чтобы вывести один сорт, уходит в среднем двенадцать лет. И ведь за этот труд секционеру никто не доплатит. А он все равно каждый день выходит в поле…
Сейчас в поле идет подготовка к… научному семинару. Тракторист-«парикмахер» (так в шутку назвал его наш водитель) состригает сорняки, выравнивает делянки между посевами.
Останется только воткнуть в землю таблички с названиями сортов и номерами опытов, чтобы не блуждать среди одинаковых колосков. Хотя это только на первый взгляд они одинаковы. На самом деле у каждого сорта - свои особенности. Ученые бесконечно скрещивают растения, чтобы культура была приспособлена к нашим погодным условиям.
Лариса Ивановна следит за тем, чтобы все выполнялось вовремя и правильно. Чтобы приятно было посмотреть на делянки. Она в шутку называет опытные поля «большим огородом». Только времени и сил он отнимает намного больше, чем грядки на даче.
… Лариса Ивановна устроилась в институт Северного Зауралья 36 лет назад, после окончания Киевской сельскохозяйственной академии. Мужа направили работать механиком-авиатором в аэропорт Плеханово. А она отправилась в Тюмень вместе с ним. Начинала работать обычной лаборанткой, потом постепенно поднималась по карьерной лестнице.
- Я никогда не думала о том, как бы повыситься в должности. Мне интересно то, чем я занимаюсь, и это главное, - говорит она.
Несмотря на все трудности, которые возникают сейчас в сельском хозяйстве, моя собеседница не утратила этого интереса. Лариса Ивановна уже не надеется, что ученым будут уделять больше внимания. Она просто болеет за свое дело и с любовью смотрит на горизонт. Засеянное поле стало для нее родным и любимым, как и для остальных работников института.
Каждый вечер старенький автобус забирает ученых и везет их в город по разбитой дороге. Только белые птицы остаются кружить над бескрайним полем…
Полина Горынина