Медиакарта
0:31 | 2 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Диалог с читателями

Диалог с читателями
14:52 | 15 июля 2011
Источник: Сельская новь

23 марта 2010 года «Сельская новь» опубликовала статью за моей подписью. Называлась она «Боковский приход». Отклики на опубликованный материал пришли из г. Тюмени и из с. Ленинки.

Начнем с первого. Для любителей истории родного края и в память о своих предках написал Лангенбах Игорь Станиславович, праправнук Василия Нижемеренко, о котором упоминала я в своем материале. Вот что он пишет: «В Тюмени живет еще один праправнук Вячеслав Андреевич Нижемеренко. Мой дед Виктор Алексеевич рассказывал, что действительно его предки построили церковь в родном селе. Его отец Алексей Васильевич, мать Ольга Андреевна и брат Александр были раскулачены и сосланы в 1930 году на север, где в итоге оказались на строительстве окружного центра – г. Ханты-Мансийска (Остяко-Вогульска). Взрослых детей у Василия, кроме Алексея, видимо, не было. Василий Нижемеренко, по словам моего деда Виктора, умер в Тобольской тюрьме. Подробности дед не рассказывал и особо не распространялся о прошлой жизни семьи, сам он трагически погиб в 1974 году. Рассказывал он это только своей жене, моей бабушке Ольге Федоровне Нижемеренко (в девичестве Межевых). Ольга Федоровна также являлась уроженкой Абатской земли. Её семья во главе с Федором Межевых проживала в с. Ощепково. Семья жила зажиточно, имела мельницу, торговую лавку. По словам бабушки, они знали семью Нижемеренковых, но не близко, сталкивались по торговым делам. По иронии, близко судьба свела детей этих двух семей в ссылке на строительстве Остяко-Вогульска, где они и поженились.

Судьба Федора Межевых трагична. Его расстреляли в 1937 году. Судьбы семей Межевых и Нижемеренковых во многом схожи. Все имущество этих людей и золото было конфисковано. Василий Нижемеренко и Федор Межевых погибли. Все остальные были сосланы на север. В г. Ханты-Мансийске сосланные жили в районе под названием «Перековка» (это несколько улиц). Видимо, власть собиралась их «перековать».

Как утверждает автор письма Игорь Станиславович, все эти люди, многое пережив, остались сами собой и на власть и людей, причинивших им столько горя, зла не держали. Как говорил покойный дед Виктор Алексеевич Нижемеренко, что нажито, то нажито, что прожито, то прожито. Эти люди старались жить настоящим и будущим, а не прошлым.

Мысли автора письма заставляют о многом задуматься. Только ведь без прошлого человек тоже не может жить. Оно всегда с ним. Вот ведь и нам, жителям земли Абатской, интересно было узнать о семье, которая на свои средства построила в Боковой церковь.

Нижемеренко оставили добрый след в истории района. Это в прошлом, но оно живет и поныне в памяти людей. Второе письмо-отклик было получено из Ленинки от Кирилла Васильевича Осинцева. Автор письма послал фотографию церкви, которая досталась ему от бабушки Анны Демидовны Бурковой. Он склонен был считать, что это как раз Боковская церковь.

Месяца два назад нам удалось поговорить. Кирилл Васильевич с благодарностью отзывается о «Сельской нови»: - Читаю от начала и до конца, - говорил он. – Раньше-то не было столько времени, а сейчас на пенсии. Жизнь прожита. Иногда собираемся с друзьями и вспоминаем, как вместе переживали трудности, делились радостью. Думается, люди были более внимательными друг к другу. Сейчас душевной теплоты не хватает. Опять же о бабушке вспоминаю. 16 детей родила, правда, выжили не все. Жизнь прожила в Узловой. Её там каждый знал. Односельчане, улыбаясь, говорили: «Там дважды семеро по лавкам». Без людской доброты семье жилось бы туговато.

Уважаемый Кирилл Васильевич! Спасибо вам за воспоминания, за добрые слова о нашей районной газете. Теперь по фотографии церкви. Такой у нас в районе не было. Фотография напоминает церковь в Боровом (по дороге в г. Ишим). Очень похожа.

Вот, пожалуй, пока и все. Есть еще воспоминания Г. Масленникова о церкви в Челноковой, но данные нуждаются в уточнении.

А. Везель