Медиакарта
10:11 | 2 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

И жизнь, и слёзы, и игра

Она дарит частичку себя, чтобы не только на сцене,но и в мире стало чуточку лучше

Искренние улыбки мелькали на лицах детей, полчаса назад казавшихся неугомонными. Галдёж в зале стих: начавшаяся на сцене сказка пробудила в детской публике неподдельный интерес. Радость и её индикатор – непринужденное веселье – царили в зале.

Александра Гавриловна Устькачкинцева, известная в городе драматическая актриса, сидела в последнем ряду и мысленно повторяла каждую сценку, каждую эмоцию, каждое слово, многократно отрепетированное до этого. На сцене играли ее воспитанники. «Со временем в театре у меня становилось всё меньше работы: для спектаклей пишется немного возрастных ролей. И тогда, три года назад, мне предложили организовать драмкружок. Поначалу я очень сопротивлялась. Ведь я артистка, а не режиссёр – это две абсолютно разные профессии. Думала, что у меня ничего не получится, считала, что не обладаю талантом ставить спектакли. Но для моей театральной студии его оказалось вполне достаточно», – рассказывает руководитель детского театра «Ералаш», созданного при МАУ «Созвездие».

Сколько выступлений, спектаклей, представлений пронеслось перед этими доб-рыми, глубокими глазами! Сколько оваций, аплодисментов... И теперь этим опытом, сложенным по песчинкам, она щедро делится с ребятами, посещающими созданный ею драмкружок. «Они мои дети. Вот сегодня плохо играли. Хотелось встать и крикнуть: «Что такое? Почему мертвые? Время одиннадцать часов утра, а вы не проснулись!» Я их учу, что каждый спектакль должен играться, словно это последнее выступление. Ему надо отдать себя полностью, без остатка. Если ты не «живёшь» на сцене, значит, зрители в зале будут сидеть равнодушные. Ты же не отдаёшь в зал ни свою энергию, ни свою боль, ни свою радость. Поэтому зрителями ничего не воспринимается. А равнодушие для театра – самое страшное», – делится секретами мастерства Александра Гавриловна. Каждый из ее учеников – ее частичка. Для них она не только руководитель, для них она наставник, собеседник, советник, понимающий друг.

Немного нервничая, юные актеры сидят за столом. Спектакль закончен, маленькие зрители вместе со своими вожатыми разошлись по пришкольным лагерям. Предпоследнее выступление, закрытие сезона. Скоро чаепитие, вручение дипломов и памятных подарков. Александры Гавриловны пока нет, и, отвечая на мои вопросы о ней, ребята тщательно обдумывают каждое слово – хотят сказать всё самое лучшее, выразить благодарность любимому педагогу.

«Ей можно позвонить и зависнуть на телефоне часа на два», «С ней можно посоветоваться насчёт университета или просто обсудить то, что тебя беспокоит», «Она добрая и понимающая», «Вторая мама» – ворох отзывов слышится с разных углов стола. В конференц-зал центра молодёжных инициа-тив, в котором прошло выступление и идёт наша беседа, входит Александра Гавриловна.

– Играли плохо! – без-апелляционно, но справедливо отмечает она. И каждый, оборвав улыбку на лице и опустив голову, выслушает заслуженную критику… «Разнос» закончен. Она выдерживает паузу, глаза понемногу теплеют. И вот педагог улыбается, и в зал снова возвращается веселье. Дипломы, именные кружки (личный подарок руководителя студии каждому маленькому артисту), заразительный смех, чай, торт, сладости, конец учебного года, планы… Что еще нужно для счастья?

– Чувствуете себя их учителем? – спрашиваю я.

– Как сказать… Конечно, на занятиях и репетициях мы разговариваем не только о театре. Случается, и просто о жизни. Вообще, ребятам надо отдать должное. Они весь месяц напряжённо работают. Через день - два приходят. Ставим спектакли в детских садах, каждый играет свою роль. А это настоящий труд. Видимо, я всё же зародила в детях дух театральной ответственности и любви к этому делу, – делится радостью своего достижения наставница начинающих артистов.

Беседуем в уже пустом зале ЦМИ, в тишине. Александра Гавриловна – идеальный собеседник. Часто мне даже не приходилось задавать следующий вопрос – она его предугадывала. Сегодня «Ералаш» – дело ее жизни, и за каждого из своих детей она считает себя ответственной. «Влад, я узнала про колледж, потом поговорим с тобой», – как бы между прочим говорит Александра Гавриловна. Видно, что здесь её совет важен для каждого.

– Я оптимистичный человек. Считаю, что у всех нас всегда есть надежда на лучшее. Просто надо жить активно и бороться до последнего. Знаю, что можно найти выход из любого положения, каким бы трудным оно ни было, – подводит итог беседе руководитель театральной студии.
Чувствуется, что добро, живущее в её душе, передаётся всем, кто с ней соприкоснулся. И не только тем, кто ходит в драмкружок, но и знакомым, и близким она дарит частичку себя, чтобы не только на сцене, но и в мире стало чуточку лучше.

Александр Осинцев