Текст Виктор Горбачев
У Тюменского аккумуляторного завода (сегодня это ОАО «Тюменский аккумуляторный завод») удивительная, можно сказать, уникальная биография. Предприятие – на пороге своего семидесятилетия, и в его достаточно длинной уже теперь истории было всё: подъёмы, падения, времена стагнации. Но если перечислять эти периоды в хронологическом порядке, то заканчиваться список будет хорошим словом «взлёт».
Вопреки всем потрясениям в политической и экономической жизни нашей страны, вопреки кризисам и дефолтам, Тюменский аккумуляторный сохраняет динамику развития, обновляет и совершенствует свою техническую базу, улучшает качество и увеличивает номенклатуру производимой продукции, удерживает свои позиции на рынке сбыта аккумуляторных батарей.
Самый маленький в СССР аккумуляторный завод стал самым крупным. Аналогов тому в других отраслях отечественной промышленности нет. И уже одним этим Тюменский аккумуляторный завод вписал своё имя в новейшую историю экономики России.
А образован был Тюменский аккумуляторный завод на стыке 1941-1942 годов – в тяжелейший, критический для нашей страны период Великой Отечественной войны. Военные годы – одна из ярчайших страниц в истории предприятия. Эвакуированный из прифронтового Подмосковья Подольский аккумуляторный завод, ставший Тюменским, начал обживаться на сибирской земле в конце ноября 1941 года, но уже в январе 1942-го выдал первую продукцию фронту. А в сентябре был отмечен первой в своей истории наградой – коллективу Тюменского аккумуляторного завода за высокие показатели в труде вручили переходящее Красное знамя Наркомата среднего машиностроения.
Наркомат (а затем министерство) среднего машиностроения был в числе тех ведомств, которые несли ответственность за снабжение армий и фронтов всем необходимым для ведения боевых действий. Тюменские аккумуляторщики делали свои батареи для танков, бронемашин, автомобильной техники сражающейся Красной Армии, они тоже воевали и тоже несли тяжёлые потери. Ведь работать им приходилось на абсолютно не приспособленных для изготовления свинцово-кислотных аккумуляторов площадках недавней небольшой гвоздильной мастерской. Были среди аккумуляторщиков и те, кто не дожил до светлого дня Победы.
Но люди выстояли, до конца войны завод наращивал объёмы производства. В победном 1945 году Тюменский аккумуляторный завод довёл производство аккумуляторных батарей до впечатляющей цифры – без малого 150 тысяч единиц, для того времени это было очень немало. В каких условиях тогда работали люди, было вопросом вторым. Всем было трудно, шла война.
Но война закончилась, а на строительство, капитальную реконструкцию существующего нового завода не было ни средств, ни возможностей. Всё, что имела тогда страна, шло на восстановление разрушенных войной городов и предприятий Белоруссии, Украины, западных территорий России. Небольшим городам в глубинке вроде Тюмени оставалось немного, к тому же здесь не было необходимых строительных мощностей, полностью отсутствовала база стройиндустрии.
Однако продукция, выпущенная Тюменским аккумуляторным заводом, оставалась остродефицитной, и предприятие продолжало работать на старых площадях. И не просто работать, но и продолжать наращивать производство. Условия труда улучшали за счёт внутренних резервов – своими силами совершенствовали технологию производства батарей, реконструировали имеющееся оборудование, совершенствовали систему вентиляции. И в 1960 году произвели уже более 590 тысяч аккумуляторных батарей.
Все эти трудные годы коллектив тюменских аккумуляторщиков возглавлял первый директор завода Михаил Васильевич Рогачёв. Его снова направляли в Подольск, но Михаил Васильевич вернулся в Тюмень и сделал очень многое для того, чтобы основанный им завод продолжал жить и развиваться. Однако решение о проектировании нового аккумуляторного завода в Тюмени было принято только в 1961 году, когда предприятие уже возглавлял Александр Иванович Кубасов – человек, с именем которого связано второе рождение Тюменского аккумуляторного. За десять с небольшим лет пребывания Александра Ивановича на посту директора предприятия было сделано, казалось бы, для того времени невозможное. Новый аккумуляторный завод стал строиться с началом развития нефтяного бума, провинциальная Тюмень стремительно превращалась в столицу крупнейшего в стране нефтегазового комплекса. Внимание областных и городских властей было обращено, прежде всего, на устройство в областном центре предприятий, учреждений, научно-исследовательских и проектных институтов для прибывающих в город геологов, нефтяников, газовиков, нефтегазостроителей, на строительство жилья для них. К тому же в эти годы начали сооружаться гигантские, по тогдашним тюменским масштабам, промышленные предприятия – моторный завод и камвольно-суконный комбинат. Их строительство, как и строительство ряда других предприятий типа завода блочно-комплектных устройств и баз стройиндустрии, контролировали лично первый и второй секретари обкома и горкома партии, там бывали члены политбюро ЦК КПСС и члены правительства.
А сооружение аккумуляторного завода никто особенно лично не контролировал, но тем не менее он был отстроен. Больше того, параллельно в 1960-е – начале 1970-х годов во многом благодаря энергии и предприимчивости Александра Ивановича Кубасова аккумуляторный завод развернул интенсивное жилищное строительство, фактически собственными силами были построены заводской клуб – один из лучших в Тюмени к тому времени, первый детский комбинат, первый в городе заводской санаторий-профилакторий.
Ещё на старых площадях продолжалась техническая реконструкция цехов, совершенствовалась технология производства аккумуляторных батарей. В 1970-м году впервые был достигнут и превзойдён миллионный рубеж произведённых заводом аккумуляторных батарей.
Полностью к работе на новых площадях Тюмени аккумуляторный завод приступил в 1972 году. Были созданы приемлемые условия труда для работников предприятия, капитально обновилась техническая база, на закупленном в зарубежье самом современном на то времени оборудовании началось производство самых современных аккумуляторных стартовых безуходных батарей 6CT-55. И тем не менее случилось так, что последующие полтора десятка лет стали самыми неоднозначными в постоянном поступательном продвижении Тюменского аккумуляторного завода вперёд и вверх.
В эти годы предприятие развивалось как бы по пунктирной линии – были взлёты, были падения. Завод то ходил в передовиках, становился победителем в социалистическом соревновании всех уровней, то попадал в число самых отстающих и проблемных как в городе, так и электротехнической отрасли в целом. Самый болезненный спад пришёлся на начальные годы наступающей в стране эпохи перестройки. Заводу было предоставлено право участия в экономическом эксперименте, дающем предприятию определённые права в развитии его хозяйственной независимости и инициативы. Появились вроде бы обнадёживающие перспективы и для проведения очередной масштабной технической реконструкции предприятия. Реконструкция была частично проведена, а вот в экономический эксперимент Тюменский аккумуляторный не вписался, что называется, вчистую. Маневрировать между предоставленными правами хозяйственной самостоятельности и сохранявшимся жестоким диктатом со стороны Министерства электротехнической промышленности и его структур оказалось для тогдашнего руководства завода задачей непосильной. В результате к 1987 году капитанский мостик Тюменского аккумуляторного завода почти полностью опустел. В добровольную отставку ушли по очереди главный инженер, практически все главные специалисты и заместители директора и в конце концов сам директор.
Ситуация была очень сложной, и если бы в подобном «разобранном» состоянии Тюменский аккумуляторный завод вошёл в провальное время последних лет перестройки, а затем в ещё более сложные времена начала рыночных реформ, то, возможно, на этом его биография могла и завершиться или пойти по плоскости постепенного скольжения вниз, что произошло с абсолютным большинством аккумуляторных заводов России. К счастью, всё произошло с точностью до наоборот, в чём, по единодушному мнению заводчан, огромная заслуга пришедшего к руководству предприятием в 1987 году его седьмого по счёту директора, остающегося на этом посту по сегодняшний день, – Александра Васильевича Корелякова.
Под его руководством разбалансированный механизм управления предприятием был отлажен, коллектив сплотился и оказался готовым к решению тех сложнейших проблем, которые встали перед отечественной промышленностью в целом, и перед Тюменским аккумуляторным заводом в частности, в годы распада СССР, слома планово-распределительной экономики и перехода к рыночным отношениям. Эффективно были использованы уже не декларируемые, а реальные права для хозяйственной инициативы и самостоятельности, возможность получения альтернативных доходов, в частности через создание заводских кооперативов.
В результате Тюменский аккумуляторный завод в «окаянной» первой половине 1990 годов не только избежал потерь, но и сумел существенно нарастить потенциал предприятия. В то время, когда в стране в массовом порядке сворачивалось производство, а то и вообще останавливались заводы и фабрики, когда бартерные отношения вытесняли денежные расчёты, а люди месяцами не получали заработную плату, на Тюменском аккумуляторном продолжалось техническое перевооружение предприятия, осваивались новые виды продукции, создавались новые мощности, предназначенные для самообеспечения предприятия материалами и комплектующими, необходимыми при производстве батарей.
За это время на Тюменском аккумуляторном не было ни одного случая задержки с выплатой заработной платы работникам, причём происходило это по схеме «аванс-расчёт», во что вообще трудно поверить тем, кто работал в те времена даже на предприятиях нефтегазового комплекса.
Даже в то время, когда «живые деньги» были самым большим дефицитом, а налоговое законодательство менялось по несколько раз в год, Тюменский аккумуляторный не имел долгов перед государством, аккуратно рассчитывался с поставщиками. Конечно, в те времена можно было говорить только об относительном финансовом благополучии, но оно на Тюменском аккумуляторном заводе имело место. И объяснить это только тем, что предприятие производило дефицитную продукцию, которой можно было торговать и в розницу, нельзя. Ибо все аккумуляторные заводы бывшего СССР в те годы, что называется, «сели», развивался, шёл вперёд только Тюменский, который уже по итогам 1991 года вышел на первое место в стране по выпуску аккумуляторных батарей.
Руководство Тюменского аккумуляторного завода грамотно, с предвидением перспектив, встраивало предприятие в рынок. Сначала завод был взят в аренду. Затем в 1992 году выкуплен коллективом в собственность. Причём образованное тогда товарищество с ограниченной ответственностью «Тюменский аккумуляторный завод» стало полным хозяином своего предприятия – без каких-либо долей собственности, остающихся у государства или местных администраций. Акции были распределены только между теми, кто работал тогда на Тюменском аккумуляторном, вне зависимости от должности – количество акций зависело, прежде всего, от стажа, вклада работника в становление и развитие предприятия.
По сути, это было третье рождение Тюменского аккумуляторного завода, новой яркой страницей в его биографии. И эти последние полтора десятка лет он тоже развивался с постоянным поступательным движением вперёд. Сегодня Тюменский аккумуляторный – это, по существу, холдинг с рядом дочерних предприятий, обеспечивающих на 98 процентов головное предприятие всем необходимым для производства аккумуляторных батарей, включая главный компонент – свинец. Его месторождения остались в бывших союзных республиках, что больно ударило по стабильности работы российских аккумуляторных заводов после распада СССР. Выход был найден за счёт широкого использования вторичного сырья, строительства собственного свинцового завода.
Из пятнадцати лет, прожитых Тюменским аккумуляторным заводом под эгидой ОАО, не было и года без того, чтобы здесь не вносились усовершенствования в технологии, не вводились новые мощности, не производилась замена устаревшего оборудования на новейшее – прежде всего ведущих зарубежных фирм, без модернизации, проводимой собственными силами. Эту работу не останавливали никакие дефолты и кризисы, в том числе и последний – уже мировой. Пример тому – ввод в строй в декабре 2009 года первой очереди цеха по производству полиэтиленовых сепараторов для аккумуляторных батарей – сложнейшего по технологии изготовления изделия, которое ранее ни в России, ни в странах СНГ не производилось, завод закупал эти сепараторы в США, Европе и Южной Корее.
Отметим, что это произошло в те дни, когда, не выдержав очередных испытаний, остановился Подольский аккумуляторный завод – один из крупнейших в России, прародитель Тюменского.
Конечно, мировой кризис задел и Тюменский аккумуляторный: сократились объёмы производимой продукции, отдельные цеха и участки были переведены на сокращённый рабочий день. Но он по-прежнему остаётся крупнейшим аккумуляторным заводом России, с широкой – более 70 наименований – номенклатурой изделий, с сохранённой высокой конкурентоспособностью на рынках сбыта во всех странах бывшего Советского Союза.
Здесь, как и прежде, не наблюдается ни одного случая задержки выплаты заработной платы, и она по-прежнему выдаётся по системе «аванс-расчёт». Даже в кризисный 2009 год акционерам ОАО «Тюменский аккумуляторный завод» – в основном это рабочие и инженерно-технические работники предприятия – и тем, кто находится уже на пенсии, и тем, кто трудится здесь по сегодняшний день, были выплачены дивиденды. Без сбоев работает социальная сфера – урезанная, конечно, по сравнению с советскими временами, но в значительной степени на предприятии сохранённая.
Тюменским аккумуляторщикам в различные периоды своей истории и истории нашей страны удавалось сохранять динамику движения вперёд. Они доказали, что эффективно работать и нормально жить можно даже во времена самых трудных испытаний. Выстояли в войну, выстояли и в эпоху дефолтов и кризисов.
Подтверждение тому – славная история Тюменского аккумуляторного завода, коллектив которого всегда жил и живёт сегодня с верой в древнюю истину: «Дорогу осилит идущий».