ак никто другой Константин Лагунов знает достоинства и недостатки Коммунистического союза молодежи - около двадцати лет работал в его структурных звеньях: от первички до республиканских организаций. Наша беседа, состоявшаяся еще в 1994 году, совпала с 70-летием Константина Яковлевича.
Прежний комсомол был слепком с большевистской партии. Тот же корчагинский блеск: «сабельный поход и кронштадтский лед». Это 20-50-е годы и чуть позже. А потом… Комсомол первым из политических структур заразился духом коммерции. Дискотеки, строительство, туризм… ВЛКСМ постепенно превратился в «Гермес». А это значит, что нужны новые молодежные организации.
Когда комсомол и партия отошли от цеховых интересов, они растворились организационно. Представьте рядом токаря и композитора. Что между ними общего? Только какие-нибудь идеи, чаще всего - надуманные. Но вот союз творческой молодежи от 18 до 25 лет, у них общее: свобода выражения своих талантов, заботы о том, куда деть созданные ими произведения искусства, на что жить, как преодолеть сопротивление всевозможных бюрократов.
-
Но для этого есть профсоюзы.
-
Какие профсоюзы? Те, что тащили линию партии? «Школа коммунизма?» Такие профсоюзы уже никому не нужны. Да и для чего они, все эти обкомы, райкомы, теркомы? Путевки выделять? Для этого существуют туристические фирмы. Продукты делить? Квартиры? Машины? Иди и купи, если деньги есть. А нет - заработай. В общем, старый профсоюз тоже умер.
-
А какие цели поставить перед будущими цеховыми молодежными организациями? Узковедомственные? Политические?
-
Главная цель - нравственное совершенствование. Не буду объяснять, насколько это важно в обстановке всеобщей возведенной иногда в ранг государственной политики аморальщины. К нравственной сфере я бы отнес культуру, духовность, образование, спорт… А на втором месте - профессиональные интересы. Для студентов это стипендия, общежитие, библиотека, дешевая столовая… Что в Москве, то и в Тюмени, - общие интересы.
-
А религия? Где ее место?
-
В отношении религии я очень осторожен. Не надо никого тянуть в веру. Пришел ты к Богу, веруешь в него - это твой сугубо личный внутренний мир. Поэтому меня иногда поражает то, что сейчас делают с религией. Россия, действительно, как маятник - то в одну сторону, то в другую. Сначала храмы разрушали с дьявольской яростью, потом так же лихорадочно строили новые. А надо ли так спешить? Стоят в Тюмени несколько церквей и молельных домов, и хватит для истинно верующих.
-
Как вы относитесь к молодежной прессе? Какова ее роль в создании новых молодежных организаций?
-
Плохо отношусь. Я всю жизнь выписывал «Комсомольскую правду» и считал ее лучшей газетой. А она, к сожалению, деградирует, дрейфует в сторону других пошлых изданий. Скабрезные материалы: бандиты, мошенники, наркоманы, проститутки…
-
Новые герои?
-
Можно и так понять. Потому что ни слова о людях, которые живут своим трудом. У меня студент не мог диплом защитить на тему «Человек труда в прессе». Потому что нет таких материалов. Ни в «Комсомолке», ни в «Правде». Одна «поет и пляшет, как к большей беде», другая ностальгически завывает о прошлом и проклинает настоящее. Ладно, раньше газеты прямолинейно показывали труд. Но ведь страну кормят труженики. Не преступники, не гомосексуалисты, не шушера всякая, о которой взахлеб рассказывают наши печать, радио, телевидение. В этом информационном беспределе каждому молодежному союзу нужна своя газета.
-
Как «коллективный пропагандист, агитатор и организатор»?
-
Тут Ленину снова надо отдать должное. Печать и другие средства массовой информации во все времена будут стержнем любой политической силы. К чему лукавить.
-
С 1989 года, когда комсомол фактически прекратил свое существование, прошло пять лет. Почему за такой срок в России не появилось ни одной заметной или массовой молодежной организации?
-
Потому же, почему не возникло ни одной серьезной политической партии.
-
Позвольте, но только зарегистрированных партий и движений в стране около трехсот…
-
Да что это за партии! Кто их знает? Для того, чтобы создать партию как крепкую, дисциплинированную, авторитетную политическую силу, ее лидерам нужно посвятить всю жизнь: рисковать, страдать, терпеть лишения, недоедать, недосыпать, много бегать… Словом, стать своеобразной закваской, которая поднимет политическое тесто. Пока же все хотят так: иметь дом, дачу, машину, здоровье, деньги и в то же время что-то духовно вершить. За рюмкой коньяка или на очередной презентации какого-либо АО партию не создать.
-
Вам не кажется, что при таких критериях организационной политической деятельности мы получим фашистскую или ультрареволюционную экстремистскую организацию?
-
То есть?
-
Такие политики будут рисковать, пойдут на любые жертвы. Их начнут преследовать, держать в тюрьмах. Не надо объяснять, к чему мы придем.
-
Я считаю, что в России фашизм невозможен. Против кого он выступит?
-
Да против кого угодно. Фашизм сегодня - в любой яркой упаковке: в националистической, в социальной, в милитаристской, в религиозной…
-
Все-таки фашизм больше характерен для Германии. Как коммунизм для России.
-
А как же российская фашистская партия, созданная в 30-х годах в зарубежной эмиграции… Более полумиллиона человек, военизированные отряды, молодежные организации, печатные издания, вожди, идеология …
-
Против кого они боролись? За что?
-
Против большевизма. За единую и неделимую Россию. Но без монархии… Если мало истории, можно назвать примеры посвежее: Москва, неонацисты, скинхеды… На рукавах их униформы стилизованная «а ля рюс» свастика…
-
Но я все равно надеюсь, что в такой многонациональной стране, как Россия, фашизм с его идеей сверхчеловека, скажем так, бесперспективен.
-
Могу в таком случае угадать ваше отношение к молодежным организациям по национальному признаку…
-
Совершенно верно - отрицательное. Создание национальных партий и движений - вот это прямой путь к фашизму.
-
И, наконец, конкретный прогноз. Появятся ли в ближайшее время в России авторитетные молодежные организации?
-
Трудно сказать. Молодежь сегодня такая: не рисковать, не жертвовать ничем ради других. Я не призываю бегать с саблей и кричать «даешь!» Но нет притягательных программ. Нет лидеров. Ярких личностей. Таких, чтобы, как говорится, «ох!» Не юноша, но и не старец. Сорокалетнего, мудрого, терпеливого и прозорливого человека. Таких пока не видно. Думаю, их еще нет. Или они в младенческом возрасте. Или не родились.
P.S. Со дня этой беседы прошло более шестнадцати лет. И что изменилось? Когда-то в конце 80-х годов прошлого столетия опубликованная в «Тюменской правде» статья писателя Лагунова «Берега гласности» вызвала лавину читательских писем. Может быть, мысли Константина Яковлевича о перспективах партийного строительства и молодежного движения найдут отклик у неравнодушных.