Медиакарта
5:28 | 28 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Всем лето пригоже, да макушка тяжела

Всем лето пригоже, да макушка тяжела
15:15 | 19 июля 2011
Источник: Трудовое знамя

Семья Нагибиных в Большом Куртале считается самодостаточной. Дети супругов уже вылетели из родового гнёздышка, обосновались в Абатске и в небольшом уральском городке Асбесте, нашли себе работу по душе, обзавелись семьями. В летнюю пору к бабушке и дедушке в деревню приезжают внучки, им нравится гостить здесь, набираться сил на свежем воздухе.

Куда ни бросишь взгляд , кругом буйство летних красок. В палисаднике бабушкины цветы уже расцвели персидским ковром. По утрам, когда с местного озера горячее солнце ещё не стянуло туманное покрывало, разносится по окрестности их неповторимый тонкий аромат. Каждый день девчушек ожидает столько забав и приключений! Можно покачаться на качелях. Дедушка специально для внучек установил их на лужайке, прямо напротив дома. А ещё лучше в огород сходить, обойти гвардию плодово-ягодных кустарников, полакомиться их спеющими дарами или проверить на грядке, не приобрёл ли наконец-то «сигнальную» окраску вкусный редис.

Разливаются по деревенской округе солнечные лучи. Раскрасневшееся от жары дневное светило нет-нет да и провалится в набежавшую тёмную тучку, из которой вдруг прольётся на землю тёплый грибной дождь. Лес нынче расщедрился. После каждого похода «на тихую охоту» бабушка вместе с внучками несёт домой целую рать подосиновиков с бордовыми шляпками на головках грибных малышей, кучу молоденьких боровичков с белыми срезами на ядрёных ножках. Ближе к обеду начинает разноситься по кухне непередаваемый словами аромат жареных грибов.

– Иной раз и не пошла бы уже никуда, да внучки всё в лес тянут, одно твердят: «Пойдём, баба, да пойдём»,– говорит, смеясь, хозяюшка нарядного деревенского посада.

«Всем лето пригоже, да больно макушка его тяжела», – говаривали в старину. В страдник-июль работы у селян море. Кто в отведённую лесником деляну отправляется, дрова на зиму заготавливать, кто на луга сено для скотины косить, а кто в огород идёт на прополку овощей и картофеля. Дохода в деревне не бывает без забот и хлопот. Работа крестьянина хоть и мучит, но кормит. Чтобы наполнить потребительскую корзину продуктами со своего огорода и стайки, приходится не обращать внимания на ломящую спину, плохо отмываемые руки и прочие «последствия» деревенского труда.

Прилавки современных магазинов круглый год ломятся от изобилия различных овощей и плодов. Но руки супругов так и тянутся к выращенным своими руками хрустящим огурчикам, краснобоким помидорам, зелёному лучку. Оставлять на эти продукты деньги в торговых точках – да никогда! В течение лета всё, выращенное на огороде овощное ассорти, хозяйка превращает в разнообразные соления и салаты. Кстати, слово салат в переводе с итальянского означает солёный. Ну что ж, значит, вполне справедливо это витаминное блюдо считается солью крестьянского стола как в летнее, так и в зимнее время.

– Раньше до ста корней томатов весной в грунт высаживала. Сейчас объёмы посадок уже не те. Муж постоянно ворчит: «Зачем так много насаживаешь?» – говорит моя собеседница, поглядывая на супруга.

– Как тут ворчать не будешь,– вступает в разговор глава семьи. – Сейчас день-два и вся техника окажется на сенокосе. Кто воду на поливку возить будет? И ведь водокачка у нас в деревне имеется, и водопровод. Если бы функционировало это всё, заплатили бы деньги и брали воду когда нужно. Да только ЖКХ отказывается нам её качать, говорит – невыгодно. Так скоро всем в глубинке невыгодно станет жить.

Для одних жителей Большого Куртала личное подворье является спасением от нужды, для других – серьёзным бизнесом, солидным источником семейного бюджета. Возможность создания крепкой кормовой базы позволяет селянам активно заниматься животноводством. Вот и у супругов Нагибиных в личном подсобном хозяйстве содержится традиционный комплект деревенской живности: две бурёнки, молодняк крупного рогатого скота, овцы и довольно внушительное по сегодняшним меркам поголовье свиней. К доходам от реализации молока и мяса прибавим зарплату главы семьи, которую он получает, работая на Усовской подстанции в должности охранника. Этих средств на достойную жизнь в деревне семье пока хватает.

– Сегодня цены растут на всё, что угодно, но только не на молоко и мясо. Очень трудно сейчас выгодно реализовать свинину, 70 рублей за килограмм живого веса предлагают перекупщики при приёмке животных. Это ж разве цена? Если отвезёшь на рынок в Ишим, выручки больше получишь. Но опять же транспортные затраты немаленькие получаются. Выкручиваюсь, одним словом, как могу, чтобы ниже себестоимости не сработать, – раскрывает некоторые финансовые «ходы» глава личного подсобного хозяйства. – В прошлом году неплохой доход получил от продажи сена, 700 центнеров в Лопазном реализовал.

И в текущем сезоне к сенокосной страде Николай Николаевич подготовился основательно. На луговинке возле дома уже в полной боевой готовности находится кормозаготовительный арсенал: трактор, косилка, грабли, пресс. Травостой нынче хороший, знай, коси успевай.

– Проехал недавно по сенокосным угодьям и расстроился. Столько сенокосов повыбили дикие кабаны! Вот с этой стороны угодье площадью в 80 гектаров находится, в прошлом году с него немало сена удалось взять, в текущем уже не заедешь сюда. Сейчас все в страхе находимся, как бы кабаны до сенокосов, которые за озером располагаются, не добрались. Люди ведь в деревне живут с доходов от подворий, какие-то меры по регулированию численности диких животных должны же быть наконец-то приняты, – возмущается глава личного подсобного хозяйства.

Каждая маленькая деревенька – это не просто рядом стоящие дома. Это уголок жизни со своим лицом, характером, укладом. И пока живут в глубинке труженики, не исчезнут с лица земли населённые пункты-крохи, и нам не грозит оказаться Иванами, не помнящими родства.

         Ольга Анохина

Фото Вероники Дедюновой