Медиакарта
15:57 | 18 декабря 2025
Портал СМИ Тюменской области

Катя – добрая душа

Катя – добрая душа
13:31 | 20 июля 2011
Источник:

Молодежь сегодня часто критикуют. И читает она мало, и бездуховная она, и бездушная. Кто спорит, есть в Тюмени и такая молодежь. Но вообще-то она разная.

Например, моей собеседнице Екатерине ПАРИНОВОЙ буквально на днях исполнилось 18 лет, а она уже опытный волонтер, и у нее свой взгляд на жизнь, на молодежь и на взрослых, кстати, тоже.

Попытка быть Человеком

– Почему человек вдруг принимает решение помогать людям и становится волонтером?

– Наверное, не «вдруг». Я волонтером стала в 10-м классе. Начала с детьми работать в пришкольном лагере, помогала ветеранам, которые в нашем поселке РТС жили. Я же в 18-й школе училась в Тюмени, а живу в селе Луговом. Потом стала председателем детской общественной организации «Солнцеворот». Детки в пришкольном лагере были те еще, в свои 12-13 лет могли прийти прокуренные и с запахом пива.

Стали мы с ними работать, сценки ставить, спортом заниматься, соревнования всякие проводить, и они изменились. Надо же детей чем-то занять, чтобы у них времени не было на эти всякие гадости. Я еще не знала тогда, что это трудные детки. И вот, помню, как-то прибирали мы класс, и я попросила детей вынести мусор. А в отряде были ребята от 12 до 14 лет. Старшие стали возмущаться, мальчики особенно – им же надо друг перед другом повыделываться. Я им говорю, что если они не вынесут мусор, я на них обижусь и не буду с ними играть. Они не выносят. Я хожу, с ними не разговариваю, продолжаю класс прибирать. Они сначала начали кривляться, потом карандаши в меня бросать. Так мне обидно, неприятно стало.

«Вам что, заняться нечем?» – спрашиваю их. «Нечем», – отвечают они. «Вот мусор стоит», – напоминаю я.

Они глаза опустили. И опять по той же схеме – кривляться, кидать карандаши. И тут я не выдержала, вышла из класса, поднялась на другой этаж в туалет и давай реветь. Зашла зам директора школы по внеучебной работе, увела к себе в кабинет, посадила за стол, налила чаю и спрашивает, что случилось. Я ей все рассказала и добавила, что не могу больше с этими детьми работать. Она посмотрела на меня так печально и говорит: «Катя, это дети из неблагополучных семей. С ними очень трудно. Но и им нелегко в жизни. А если ты их бросишь, им еще хуже будет». И у меня как иголка в сердце вошла эта фраза. Все. Истерика моя на этом закончилась. Вытерла глаза и пошла. Они поняли, что я плакала, и сразу: «Катя, прости нас, мы так не будем».

Вынесли мусор, и больше у нас никаких стычек не случалось. Это для меня был урок на всю жизнь. Наверное, с этого эпизода я и стала волонтером.

– Для того чтобы стать волонтером, наверняка нужен особый характер?

– Мне кажется, нужно быть добрым сердцем и душой. И не бояться проявлять эту свою доброту, свое отношение к людям при всех. Не побояться подать бабушке руку, когда она выходит из автобуса, поднять ребенка, который упал, просто улыбнуться прохожему. Вот и все. Я читала много определений волонтерства и слушала многих людей. Но самое точное и самое классное определение этого слова на форуме «Урал – территория развития» дал преподаватель Южно-Уральского госуниверситета Борис Шмаков: «Волонтерство – это попытка человека быть Человеком». В это определение, по-моему, укладывается весь смысл деятельности волонтеров. Меня оно окрылило.

Жалость – плохое чувство?

– Раньше, в советские времена, благотворительности, как таковой, в нашей стране не было. Нас воспитывали на том, что жалость унижает человека…

– Да-да, я про это знаю. И мне папа часто говорит, что жалость – это плохое чувство, нельзя жалеть. Я этого просто не понимаю, мы постоянно спорим по этому поводу.

– А родители не отговаривают тебя бросить волонтерскую деятельность и заниматься только учебой?

– Сначала мама обижалась, что я дома почти не бываю – с утра учусь, потом с детьми работаю, вечером приду, уроки сделаю и спать. А еще я и баскетболом в школе занималась, и в хоре пела. Но сейчас со стороны родителей полная поддержка – и материальная, и моральная, и эмоциональная. Они понимают, что для меня все это очень важно и по- другому я не могу.

– Твоя специальность подразумевает работу в органах власти. Чиновников многие считают черствыми, корыстными. Как ты считаешь, молодые люди, которые участвуют в волонтерском движении, попав на должность в высокие кабинеты, будут другими?

– Сложный вопрос. Мне кажется, что деньги и власть могут сильно изменить человека. Но я надеюсь, что волонтеры не утратят духовные ценности, и в их сердце будет гореть этот огонек, и они всегда будут заботиться о людях.

Тезка из ветеранов

– Какие из последних акций вашего движения тебе запомнились?

– Папа одной девочки недавно обратился к нам и попросил раздать листовки с просьбой о помощи дочери. Нужны были деньги для операции. И мы неделю проводили в городе акцию «Помоги Даше!» Во Всемирный день без табака, 31 мая, мы проводили акцию «Лучше конфета, чем сигарета». Девочки надели белые халаты, как доктора, в карманах у нас были конфеты, а на столе стояла коробка, куда желающие могли бросить сигарету и получить взамен карамельку. Мы стояли у входа в институтскую курилку с антитабачными плакатами и призывали студентов отказаться от вредной привычки. И на многих подействовали наши призывы. Собрали почти полную коробку сигарет и демонстративно сожгли ее в специальном баке в курилке.

Мы зародили традицию и проводим в мае акцию «Чистые окна ветеранам». У меня появилась тезка – ветеран труда баба Катя. Я ей полы мыла, окна, огород копали мы с мальчиком-волонтером. И сейчас к ней время от времени прибегаю помочь по дому, поговорить.

Мне кажется, самое приятное в работе волонтера, видеть, что ты реально помогаешь людям.

– Столько недетских бед угрожает детям – наркомания, пьянство, преступность, беспризорность. Есть такая расхожая фраза – всем не поможешь.

– Я считаю, что придумали ее для оправдания себя те, кто и не собирался никому помогать. Дети для меня – больная тема. Особенно дети из неблагополучных семей или из семей, где родителям некогда ими заниматься. Сегодня все озадачены заработком. Многие родители большую часть времени тратят на работу. С утра они ушли, и ребенок остается один. Это очень страшно.

Главная проблема общества и государства не те дети, которые в детском доме, а те, кто при живых родителях становится беспризорниками.

Воспитанием должны заниматься не только родители, но и общество тоже. О каждом ребенке, который идет по улице, мы должны говорить – это наш ребенок. Пока этого нет. Утратились жизненно важные моральные ценности. Волонтерство и призвано их возродить. Я на это надеюсь.

Справка «АиФ»

Екатерина Паринова, студентка Института государства и права ТюмГУ. Волонтерское движение «Данко», исполняющим обязанности куратора которого она является, известно как инициатор акции «Чистые окна — ветеранам», сотрудничеством с областным центром реабилитации инвалидов, детским домом «Содружество», областным центром дополнительного образования детей и молодежи.

КСТАТИ

Тюменская область занимает второе место в списке всероссийского волонтерского портала jaba.ru. На 362600 молодых людей в нашем регионе приходится 19121 волонтер. Нас опередил только Ненецкий округ – там на 12105 молодых людей приходится 714 волонтеров.

АКЦИИ И ПРОЕКТЫ

Самые громкие акции и проекты тюменских волонтеров:

  • «Штрих-код». На стенах зданий, заборах, на тротуарах города добровольцы стирали надписи, рекламирующие наркотические вещества, и всякие хулиганские рисунки и надписи.

  • Благотворительный проект «Вниманием согретые года». Это постоянная помощь пожилым людям.

  • Областная экологическая экспедиция «По чистым берегам». Волонтеры отправляются в путешествие на катамаранах и очищают от мусора берега рек.

  • Проект «Время выбрало нас». Помощь семьям с приемными детьми.

  • «Весенняя неделя добра». Сбор для нуждающихся жителей города вещей, книг и игрушек.

Юрий ПАХОТИН

Фото из архива Екатерины ПАРИНОВОЙ