Спрашиваешь у взрослых: «Гением быть мечтаете?» – машут руками: «Ни за что!» На себя, значит, не хотят примерить роль Моцарта и других великих мира сего, а детишек своих муштруют, чтоб как минимум Нобелевскую премию заполучить.
Мечтали освоить все струнные инструменты, но осилили лишь балалайку; грезили покорить мировой танцпол, а пляшут на домашних посиделках; со знанием дела рассуждают о мировой экономике, хотя в состоянии правильно посчитать только собственную зарплату. Планы наполеоновские, амбиции колоссальные, все это не реализовано, а отдуваться будет отпрыск, который, может, вообще любит рукодельничать, а не зарабатывать черный пояс по карате.
Кажется, не все родители адекватно воспринимают новомодное понятие «раннее развитие». Малыша необходимо знакомить с окружающим миром с первых дней жизни, это точно. Только надо предлагать ему, а не навязывать способы познания действительности: вкладывать ли душу в музыку, выражать эмоции через буйное многоцветье красок или проявлять смекалку, решая ребусы и головоломки… Уже в три года ребенок может четко дать понять, чем ему нравится заниматься, а что совсем не привлекает, так пусть выбор останется за ним!
Своим родителям благодарна за то, что они оставляли мне свободу выбора: с удовольствием занималась спортивной гимнастикой, посещала хореографический кружок, сама попросилась в музыкальную школу. Сама выбирала будущую профессию и вуз, куда собиралась поступать. Это налагает определенную долю ответственности, но вместе с тем дает уверенность, что родители тебе абсолютно доверяют и уважают твой выбор. Многие психологи уверены, что постоянное вождение детей за ручку туда, куда кажется правильным их родителям, лишает ребят способности самостоятельно вырабатывать цели и способы их достижения. Они попросту перестают чувствовать себя творцами своей жизни.
На психологической трибуне бурно дискутируют о том, рождаются ли гениями или становятся.
Бесспорно, есть люди гениальные от природы и их таланты, словно родник, пробиваются сквозь любую толщу обстоятельств. Взять хотя бы Бетховена, отец которого был типичным выпивохой, да и мать талантами не блис-тала. Леонардо да Винчи – незаконнорожденный ребенок безграмотной крестьянки и согрешившего с ней нотариуса. Но такие примеры – скорее исключение из правил. В роду Бахов, скажем, аж восемь поколений музыкантов, из них 57 известных! Хотя все лавры снискал, конечно же, Иоганн Себастьян. В общем, как ни крути, для творческого роста гения среда и окружение играют не последнюю роль.
Впрочем, теории возникновения гениальности выдвигаются самые разнообразные. Врачи, к примеру, предполагают, что сверхраннее проявление одаренности – результат высокого уровня гормонов в гипофизе, надпочечниках и некоторых других железах. Биофизики убеждены, что вундеркиндов «делают» гео-магнитные волны, влияющие на плод в утробе матери. А еще хорошо, чтоб была зима, вспышки на Солнце и родители с большой разницей в возрасте, мама не сидела на диете во время беременности и родила мальчика. В общем, если звезды сойдутся, миру явится потенциальный гений. В скором времени ему начнут аплодировать и ждать все новых подтверждений его таланта…
А между тем всемирная история почти не знает великих людей со счастливой судьбой. Долгожителей среди них – раз-два и обчелся, так же, как и людей со здоровой психикой (неспроста итальянский психиатр Ломброзо практически приравнивал гениальность к шизофрении). Даже в окружении членов семьи и поклонников таланта гений всегда одинок. Его мир обособлен, чувства и эмоции на пределе, мысль трудится без права на передышку. Мир жаждет очередного шедевра, и гений его рождает. Но какой ценой?..
Страшно представить, что в голове у родителей, которые сознательно толкают своего ребенка в этот омут, насильно развивая в нем пресловутую гениальность. Вспоминаю фильм (название, увы, не помню), демонстрирующий весь ужас подобного эксперимента.
Папаша – музыкант-самоучка, освоивший когда-то фортепиано и игравший на нем дома за закрытыми дверями; сын – смышленый мальчуган с исковерканной психикой и неплохими музыкальными способностями. Отец непременно решил сделать из отпрыска гениального пианиста. Мальчик усердно занимался, был замечен и приглашен на учебу в престижную музыкальную консерваторию, где после одного из важных конкурсов от перенапряжения тронулся умом…
Давление со стороны родителей и всего общества, физическое переутомление, эмоциональная незрелость плюс гормональная перестройка организма в подростковом возрасте – и финал родительской работы по подготовке очередного гения практически предсказуем.
Чересчур развитый интеллект вундеркинда часто вступает в дисгармонию с его незрелой детской душой, считают психологи. Обычно такие ребята отстают от сверстников и в плане физического развития, и в плане социализации. Если же помочь вундеркиндам выровняться, развивать вместе с интеллектом и душу, научить их общаться с ровесниками, они чаще всего становятся обычными детьми. А нетривиальные способности (при их наличии) все равно проявятся во взрослой жизни.
Ребенок, обладающий какими-либо способностями, еще не гений, ведь склонность к тому или иному роду деятельности есть в каждом человеке. Просто у некоторых детей способности проявляются очень рано, и это поражает окружающих. Чем ребенок младше, тем выше оценивается его произведение, независимо от реальной ценности созданного. Сравнивая достижения крохи со своими собственными талантами в этом возрасте, восхищаемся: «Я-то в его годы, считай, и не умел ничего!»
Конечно, совсем оставить без внимания способности ребенка было бы непростительной глупостью со стороны родителей. Только действовать надо аккуратно, следуя муд-рой врачебной заповеди «не навреди». Малыш должен испытывать искренний исследовательский интерес и получать удовольствие от того, чем он занимается, и от возможности приносить пользу другим. Великий Авиценна считал, что в этом случае ресурсы организма постоянно восстанавливаются и развиваются, поскольку талант живет в гармонии с законами человеческой природы.
В одиночку ребенку сложно ориентироваться в большом изменчивом мире, потому так важно найти своего учителя, наставника, который поможет сформулировать собственные цели и пути их достижения. Кстати, психологи дают дельные советы, прислушиваясь к которым можно помочь своему малышу стать если не гением, то всесторонне развитым творческим человеком уж наверняка!
-
Малышу необходима свобода движения с самого рождения. Мышцы накапливают энергию для жизни, оптимального развития мышления, чувств, воображения.
-
Эффективный путь развития – знакомство с творчеством талантов. Пропуская через себя чужой опыт, переживая его, маленький человек быстрее созревает как разносторонняя личность.
-
Общайтесь со своим ребенком, не отмахивайтесь от его вопросов, отвечайте подробно (на его уровне). Важно развивать у малыша эмоциональный интеллект, учить его сопереживать и помогать.
-
С уважением относитесь к сфере интересов ребенка, даже если она вам не очень близка. Не подгоняйте малыша под какие-либо стандарты.
-
Не переживайте, если ваш ребенок не блистает в школе (Ньютон, к примеру, в школе слыл лентяем и тупицей. Из-за неспособности к обучению его даже попросили вон!).
-
Если ваш кроха учится слишком легко, спустя рукава – это повод насторожиться. Значит, заложенный природой потенциал используется мало, ребенок не учится ни трудолюбию, ни настойчивости. В этом случае дополнительная нагрузка будет для него полезной. Главное, чтобы занятие было по душе.
Автор статьи: Людмила ВЕДЕРНИКОВА
рубрика: Открой себя
это интересно
В Калифорнии существует уникальный перинатальный университет. Его «студенты» – дети, находящиеся в утробе матери. Программа обучения рассчитана таким образом, чтобы влиять на умственное развитие мозга плода. «Выпускники» университета имеют больше шансов родиться гениальными, чем другие дети. Также отмечается, что они более тесно в будущем общаются с родителями и развиваются гораздо быстрее сверстников.