Медиакарта
19:36 | 28 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Усадьба со знаком вопроса

Усадьба Новоселовых. Дата постройки - конец XIX века.

Этот дом на улице Дзержинского не снимал разве что ленивый фотограф. Хотя бы из-за таблички «Охраняется государством», на которой кто-то из горожан нарисовал большой красный вопросительный знак.

Тому, что в ветхом доме, где окна фасада наглухо закрыты ставнями, а некоторые даже забиты металлическими ржавыми листами, живут люди - никто не удивляется. За забором лает собака; в окнах верхнего этажа за тюлевыми занавесками видны горшки с комнатными растениями; на стене у крыльца висит еще одна табличка - синяя, в которой легко угадать информационный лист управляющей компании. На стук и собачий лай никто не выходит. Такая вот городская картинка-фотооткрытка.

… Я удивилась другому. Двухэтажная деревянная усадьба, о которой идет речь, изначально принадлежала не купцу, а крестьянину. Все-таки в XIX веке большинство крестьянских построек в Тюмени были одноэтажными и больше напоминали землянки, окруженные хозяйственными постройками - амбарами, поднавесами, завознями, погребами и помещениями для животных (конюшнями, хлевами, овчарнями).

Тем не менее, крестьянин Туринского округа Афанасий Новоселов имел в городе довольно большой дом (да еще и на кирпичном фундаменте!), который легче принять за мещанский, чем за крестьянский.

О самом Афанасии Григорьевиче сведений осталось немного. Его имя сохранилось в истории, скорее, благодаря его сыну Ивану Афанасьевичу, который, повзрослев, превратился во владельца одного из лесопильных заводов Тюмени и унаследовал от отца родовое гнездо со всеми прилагающимися постройками.

Иван Новоселов жил в то время, когда в Тюмени сформировались свои рабочие окраины: сараи большие (или Копыловские) и малые (или Угрюмовские). Тем не менее, промышленных рабочих в городе было мало, в основном, грузчики, ямщики, разнорабочие.

Рабочие жили тяжело, трудовой день длился 12-14 часов и более. В 1897 году царское правительство издало указ о его сокращении до 11,5 часа, однако частные владельцы предприятий указ не выполняли. И условия труда были тяжелыми: помещения или холодные, или очень шумные, душные. На предприятиях - высокий травматизм, болезни. Тюменские купцы-промышленники скупо оплачивали труд взрослых, а дети работали часто бесплатно - за учебу.

Впрочем, краевед Александр Иваненко в своем очерке «О Тюмени столетней давности» пишет: «… в ряду тюменских заводчиков были исключения. Таким исключением был лесозаводчик Карпов. По личной инициативе он ежегодно увеличивал заработок своим рабочим, считая, что это способствует росту его прибылей, так как люди работали прилежно». Похожим образом поступал и Иван Новоселов, который слыл хозяином справедливым, своих рабочих (а их было около трехсот человек) не обижающим. На его заводе изготовляли доски, балки, брус, шпалы. Иваненко пишет, что сырье брали не только вблизи Тюмени (леса рядом с городом уже тогда были изрядно порублены), но и сплавляли из верховий Туры - от Туринска и Верхотурья, или снизу - с берегов Тобола.

… Возвращаясь к усадьбе Новоселовых, следует сказать, что его с момента постройки ни разу капитально не ремонтировали. В этом смысле более счастливая судьба досталась кирпичному флигелю усадьбы: возведенный в начале 1900-х годов, он выполнял функцию торгово-хозяйственного комплекса, включавшего в себя магазин, различные кладовые и каретник, с которым сообщалась конюшня. В 1990-х годах памятник был отреставрирован по проекту архитектора Александра Клименко и сегодня выглядит очень даже неплохо.

А сама усадьба понемногу гниет и разваливается. Конечно, превратить в музеи все памятники деревянного зодчества невозможно. Но сохранить их для потомков - нужно. Станут ли они в итоге офисами, ресторанами или чем-то другим? Наверное, это не так и уж важно. Но культуру необходимо беречь хотя бы для того, чтобы было чем гордиться и что любить в своем городе. Например, эти кварталы в центре города, образованные улицами Кирова, Семакова, Комсомольской, Советской, Челюскинцев, Водопроводной и Дзержинского. По степени концентрации, разнообразию и эстетической полноценности объектов деревянного зодчества они имеют огромное историко-культурное значение.

Оксана Чечета