Медиакарта
5:35 | 25 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Откуда Россия начало берёт

Помню, в раннем детстве наша соседка, старенькая бабка Пелагея, несколько раз задавала мне один и тот же вопрос:

- Вот ты мне скажи, деточка, откеля Россия начало берёт? - и, заглядывая в мои растерянные глазёнки, тут же не мешкая отвечала:

- Из деревни, сладенькая ты моя, из деревни. Так что, кто родился в деревне – самый счастливый человек. Слова бабки Пелагеи я запомнила на всю жизнь. Это намного позже до меня дошла разгадка: почему же она, родив тринадцать деток, так и осталась верна своей деревне, не поехала ни к одному.

Права была старая и мудрая Пелагея и в том, что человечность, нравственность и доброта во все времена из провинции исходили. «В деревне-то люди совестливей, чем в городе», - говорила она. Жаль, что сегодня всё меньше и меньше становится тех мест, откуда, по словам старой Пелагеи, Россия начало берёт. Пустеют деревни...

Министр Елани

В деревню Елань собиралась давно. Ещё бывший глава Хмелёвского поселения Галина Ивановна Богданова говорила: «Деревня-то красивая, благодатная, да вот попасть в неё можно только по заморозку. Нет туда пути-дороги». Но путь мы нашли, и по весенней, ещё не совсем размытой дороге отправились в путь.

Елань действительно стоит в стороне от дороги, добраться до неё нелегко. Благо, зимой проезжая часть регулярно чистится, поэтому до ближнего цивилизованного центра Сетово завсегда до-ехать можно без проблем. А вот в центральную усадьбу поселения – Хмелёву, в составе которого находится Елань, бывает, не всегда попадёшь. Но местные жители давно уже смирились с этим да и довольны тем, что «чужие» здесь почти не ходят. Подъезжали к Елани и думали, что в деревне-то и людей нет, но перед нами предстала улица в 32 дома, а по ней туда-сюда бегала ребятня, играя в свои незатейливые игры.

В деревеньке проживают 75 человек. Для нынешней глубинки это немало. Но что меня удивило: из них преклонного возраста только одна Александра Павловна Ермакова, ей 89 лет. Остальным - по 40 и чуть больше. 23 жителя - до 18 лет. Поэтому и появляются здесь на свет ежегодно по три-четыре ребёночка. Поросль молодая потихоньку да помаленьку умножается. Вот и разгадай секрет этой деревни: из иной молодёжь в город норовит улизнуть, а сюда из города едут!

Командует деревней заведующая фельдшерско-акушерским пунктом Разия Начиповна Дерлова. Второй созыв она является депутатом Думы сельского поселения. А местные жители называют её «министр Елани». Потому что она не только за здоровьем следит, но и порядок на вверенной ей территории наводит.

Разия Начиповна родилась в соседней деревне Ахманай, там и сейчас живёт её мама. После окончания Тобольского медучилища при-ехала работать в Елань и мужа завлекла деревенскими красотами. Так молодая семья Дерловых вот уже который год обустраивает деревню. Муж Разии работает вахтами на соседней железнодорожной станции Туринской мастером путей, а в свободное время его страсть - лес, рыбалка. На вопрос «почему не осталась в городе?» Разия, не задумываясь, ответила:

  • А вы сама-то деревенская? Нет? Тогда вам этого не понять. Куда бы ни поехала, где и кем бы ни работала - всё время ощущаю себя деревенской. На многие вещи, даже на политику смотрю, прежде всего, с точки зрения деревенского человека. Я всегда деревню идеализирую: и тогда, когда в Елани проживали 350, а не 75 человек, и сейчас, когда от нашей деревеньки почти ничего не остаётся. Всё равно это родная сторона, зелёные луга, родники, поля, хоть уже и позараставшие, но узнаваемые. А ещё местные тропинки, которые всегда приведут тебя к заветному месту. А город что? Однообразие и рутина...

Разия так проникновенно и убедительно говорила о преданной любви к своей деревне, что рассеяла все мои сомнения о том, где жить хорошо.

  • Но почему именно в Елань едет молодёжь? - спрашиваю её. Она, чуть помедлив, ответила:

  • Наверное, место здесь святое, вот и притягивает сюда людей. Здесь когда-то большая церковь стояла, и со всех деревень окрест на молебен народ собирался. А потом Елань несколько раз горела, и церковь не смогли спасти.

Кормилица наша

Жители Елани на судьбу свою не жалуются. Во-первых, жаловаться некому, во-вторых, бесполезно. Частый гость в этих владениях лишь глава поселения Андрей Викторович Прохоров. На должность эту его поставили недавно, поэтому пока он полон сил и молодого задора помочь людям. Каждый день звонит «министру Елани» Разие, частенько по бездорожью приходит сам в Елань, чтобы держать с мужиками совет о жизни дальнейшей. Вот недавно скважину новую оборудовали - вода стала чище. Сегодня проблема главы - как первоклашек доставлять в школу. Пятеро впервые сядут за парты, может быть, есть резон подумать об открытии здесь начальной школы? Пока же детей постарше возят родители на собственном транспорте в Сетовскую школу, одна девочка учится в Хмелёвской и живёт в школьном интернате.

И всё-таки сверлит меня мысль одна и та же: и бездорожье, и глухомань, и ничегошеньки-то нет из бытового сервиса, и домишки покосившиеся, построенные ещё далёкими предками, а люди живут и радуются каждому дню и птичьему перезвону. Почему?

В наш приезд еланцы то и дело говорили о скором выходе на болото за клюквой. С нетерпением ждали, когда снег с кочек сойдёт: ягоды с осени много не собранной осталось. Клюкву реализуют - опять же прибавка в семейном бюджете.

У деревенского колодца встретили Бану Кучумову. Скотины у неё полон двор, вот и старается управиться побыстрей с хозяйством. Сама она много лет жила в городе, но не прижилась.

  • А что там сейчас делать? – задала она нам вопрос и тут же ответила: - Здесь меня хозяйство кормит и на себя я работаю, а не на дядю, который в конвертике «отвалит» две тысячи рублей, а ты и попробуй поживи на них. А Елань - наша кормилица. Скоро кочка оголится, по клюкву пойдём, а там грибы, ягоды, шишки, земляника. Так и живём. Ну ладно, некогда мне с вами, - резко повернулась Бану и пошла к своему дому, толкая железные сани с флягой.

Дом, в котором жить нельзя

Разия Начиповна, проведя нас по Елани, успела показать и свой образцовый медпункт, где чистота и порядок, и небольшую библиотечку, которой тоже сама заведует. Люди в деревне не только к телевизорам прикованы, но и художественную литературу любят читать.

По пути зашли к многодетной семье Кряжевых. В стареньком-престарень-ком домике живут двенадцать человек: девять детей и трое взрослых (две сестры, Наталья и Татьяна, и муж Татьяны).

У Натальи шестеро детей, а у Татьяны трое. Тесно в старом домике. Но другого не предвидится. Муж Натальи трагически погиб, поэтому особо семье помочь некому. Единственная опора – сестра да зять. Но ведь и у них трое детей. Однако безвыходных ситуаций не бывает.

  • Купили корову по программе «Самообеспечение», - рассказывает Н. Кряжева, - держим поросят, лошадь выручает, плюс собственные силы. А ещё ребятишки радуют.

А на деток действительно без улыбки не взглянешь: ухоженные, чистенькие, говорливые. Самый старший ходит в школу, а маленькому всего два года. Несмотря на тесноту жилища, в комнатах уютно и прибрано, и как-то даже по-городскому цивильно. Когда мы зашли в дом, вся ребятня обедала и по кухне разносился такой вкуснейший запах тушёного мяса с картошкой, что у самих слюнки побежали. Дети, не глядя на нас, уплетали за обе щёки.

  • Обращалась в администрацию района, но поняла, что ничего мне «не светит», - рассказывает Наталья. - То под одну программу не подхожу, то мимо другой «пролетаю». Вот так и живём. Ездить по районным инстанциям каждый день некогда да и не на чем. Как-нибудь своими силами будем выходить из положения, - закончила она. А дом, наверное, помнит ещё своих предков. Все балки сгнили, брёвна расходятся в разные стороны, неровен час, рухнуть может. Так что пока Кряжевы рассчитывают на себя да просят Всевышнего, чтобы помог домику ещё постоять.

Покумекать бы надо...

В Елани нет ни магазина, ни клуба - никаких тебе культурно-массовых заведений. Все насущные вопросы решают селяне у колодца – это самое бойкое место.

Но недавно предприниматель Анна Николаевна Колобова открыла в Елани магазин-лавку и стала привозить самые необходимые продукты, за исключением спиртного. Возглавить это «торговое производство» попросила Елену Ильиничну Тепешеву. Молодая, энергичная, та смело взялась за дело. Оборудовали с мужем уголок, искусно выставили продукты на витрине, и работа пошла. Теперь селяне могут и хлебушек купить, и сладости деткам приобрести. Довольны еланцы и тем, что продукты можно взять в рассрочку и при первой же возможности рассчитаться.

Кстати, Елена по профессии парикмахер, приобрела эту специальность в Тобольске, а вот родные места тянули. Вышла замуж и привезла мужа в свою Елань. Завели хозяйство и родили дочку, значит, навсегда здесь обосновались. В свободное время Елена селянам красоту наводит: кому стрижку сделает, кому завивку. Хорошо, когда мастер свой есть.

Так что сегодня в Елани можно и школу открыть, ребятня прибавляется, и парикмахерскую устроить, и заготовительный пункт организовать. Ведь дикоросы не всегда реализуешь у станции Сетово: во-первых, путь не ближний, во-вторых, не у каждого есть транспорт. Нынче картошки насадили - всё для реализации, а кто поможет?

Покумекать бы властям на этот счёт надо да и помочь, говорят еланцы. А что, вдруг покумекают? И заживёт, и возрадуется деревня!

Еланская трактористка

Дом старой жительницы Елани Александры Павловны Ермаковой встретил нас приветливо. Бабушка, растерявшись от наплыва гостей, любопытно спросила:

  • Откель вас столько?

А узнав цель нашего приезда, разговорилась: живёт она с дочкой Валентиной, которая специально приехала из Орска ухаживать за 89-летней мамой.

  • Увезла бы её к себе, да она не едет, - рассказывает Валентина. - Для неё Елань – это её пристанище.

В последнее время память бабушки Шуры стёрла многие вехи её жизни. А вот как водила стального коня в военное время, помнит.

  • Видишь руки-то какие натруженные? Работала много, ой много! И на тракторе за мужика дюжего справлялась, и на ферме успевала быть в передовых. Ты знаешь, какая у нас ферма была? Да самая богатая! Надои от коровы у еланских доярок были выше всех в районе. И деревня наша красива была. Не обойдёшь её и не объедешь. Все к нам в церковь ходили. Сватов засылали. Девки-то красивые у нас были. А потом пожар случился, и почти вся деревня сгорела. А я всё живу в той Елани моей юности. Сейчас-то от неё ничего не осталось, - баба Шура замолчала и смахнула слезу, а потом как-то оживилась и уверенно сказала:

  • Но живёт деревня и, дай бог, будет жить.

С этой надеждой мы и простились с бабой Шурой, которая тоже на все сто процентов уверена, что Россия берёт начало из её родной деревни.

… Из Елани ехали молча. Каждый думал о своём. Навевали раздумья. Умели же люди выбирать место для поселения, с которого открываются такие виды, что не насмотришься. А рядом река, луга, лес, поля. Для жизни всё есть! Но почему сегодня, чтобы обогреть свой домик, еланскому мужику выписывают билет на вырубку дров не рядом в лесу, а за десятки километров, например, в Ермаково? Зачем ему за тридевять земель готовить эти дровишки? Непонятно...

И ещё вот о чём подумалось. В Елани живёт в основном молодёжь. Но в последнее время районный отдел культуры по делам молодёжи да и другие подобные службы мало интересуются такими молодыми семьями нашей глубинки, для которых деревня – это поистине исток России. За цифрами и отчётами мы отошли от человека и бросили его один на один с проблемами.

Галина Гребенщикова, фото Тимура Карымова