Медиакарта
0:01 | 29 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Я не смогу приехать домой и всё из-за этой Африки

Солдаты Владислав Барсуков и Александр Абрамов вернулись в родной город в один день. В гробах. Одного доставили из Эфиопии, другого – из Афганистана. Они не выбирали, где служить, не обсуждали приказы. Заводоуковские мальчики эти приказы выполнили. Ценою своей жизни.

Владислав Барсуков погиб 21 июня 1986 года. Раненый, он прикрывал своих товарищей до конца. Отстреливался до той последней минуты, когда взорвалась машина и в лицо ударил огонь, опаливший его во сто крат страшнее неумолимого африканского солнца. Родителям написали потом, что командир взвода Барсуков сам вызвался на это задание. До конца службы оставалось три месяца. Он закончил бы свой дембельский альбом и обязательно привёз бы младшему брату Федюшке что-нибудь на память об Африке. Он с лёгкостью поступил бы в киевский институт и стал экспертом-криминалистом. И семья бы у него была дружная и счастливая, потому что такого доброго, ответственного и мастерового человека ещё поискать. Если бы не тот неравный бой в тростниковой чаще… Но, как известно, история не терпит сослагательного наклонения.
Владик родился 18 сентября 1966 года. Окончив среднюю школу №1, хотел стать врачом, как бабушка. Для осуществления мечты не хватило одного балла. Чтобы не терять время, поступил в Заводоуковский индустриально-педагогический техникум. Учился хорошо, как делал всё, за что брался. Любил фотографировать. Через полтора года Владика призвали в армию. Он прошёл школу младших командиров в городе Волжском и остался там инструктором.

В ноябре 1985 года сержанта Барсукова отправили в Эфиопию, а в мае 1986-го родителям пришло благодарственное письмо от командования. «Своим трудолюбием, чутким и внимательным отношением к товарищам, готовностью оказать помощь в трудную минуту Владислав заслужил авторитет и уважение», – писал командир. И в этих казённых строчках всё было правдой. Он с детства заменял маме дочку: так понимал её, так спешил помочь, так был похож не неё.

Комвзвода Барсуков погиб через месяц в бою с чужим врагом. Своих солдат он защищал, пока был жив. Владислав награждён орденом Красной Звезды. Посмертно. Мама, Светлана Григорьевна, передала в музей и другие его награды: нагрудные знаки «Воин-интернационалист» и «Воинская доблесть», грамоту «Воину-интернационалисту» от Председателя Президиума Верховного Совета СССР М.С.Горбачёва. Матери больше некому отдать их на хранение, ведь через 13 лет после гибели Владислава, родители похоронили своего младшего. Чем живёт мать? Болью и памятью. За неполные два года службы от Владислава пришли 298 писем. В них армейские будни представали в деталях и казались нетрудными. Когда сын замолчал на два месяца, Светлана Григорьевна обратилась в военкомат. Но тогда обошлось. Просто сепаратисты разбомбили взлётную полосу и на время прервалось сообщение. Две последние весточки с поздравлениями именинникам, маме и брату, пришли от солдата уже после его похорон.

В округе больше десятка семей, чьи сыновья погибли при исполнении обязанностей военной службы. Светлана Григорьевна говорит, что государство не обходит их вниманием. Не забыты и молодые ребята, чья жизнь оборвалась в горячих точках. Их имена увековечены на мемориальной доске, установленной в сквере воинской славы. Для солдатских матерей – это место встречи, которое изменить нельзя.

Лилия НАЗАРЕНКО

Фото из архива Барсуковых