Медиакарта
1:27 | 18 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Ради здоровья детей

Программы, презентации, уроки, тесты и еще масса оригинальных методических разработок педагогов Голышмановского района легли на прилавки областной ярмарки педагогических идей и инноваций по проблеме «Здоровьесбережение». Как вписать в интенсивный учебный процесс заботу о детском здоровье, защититься ученику и учителю от стрессов – об этом и о многом другом говорили учителя, приехавшие из 16 районов юга области в Медведевскую школу.

Физическая культура и спорт в образовательных учреждениях – это основное средство формирования здорового образа жизни у школьников. Как организовать работу группы коррегирующей гимнастики рассказывал и показывал А.П. Никифоров, учитель физической культуры Медведевской школы. Он два раза в неделю занимается с детьми, у которых наблюдаются отклонения в здоровье – плоскостопие или нарушение осанки.

На занятиях мы разучиваем комплексы коррегирующей гимнастики для того, чтобы дети выполняли их дома, – рассказывает Андрей Павлович. – Небольшие отклонения в здоровье детей исправить можно за три-четыре месяца регулярных упражнений. Для выполнения упражнений можно использовать кубики, набивные мешочки, мячи, палки, коврики. Из нестандартного оборудования – еловые шишки, а для коррекции плоскостопия – шашки, карандаши, мятую бумагу. Задания на формирование осанки ввожу в секционные занятия для здоровых детей.

А.П. Никифоров обратил внимание на то, что учитель должен хорошо знать, какие упражнения противопоказано делать детям с отклонениями в здоровье. На мастер-классе медведевского физрука побывал учитель из Упорово А.Г. Васильев:

У нас в школе занятия коррегирующей гимнастики, к сожалению, не ведутся. Стараемся больше занять детей спортом во внеурочное время. Посмотрев мастер-класс, пришел к выводу, что в школах обязательно должны быть специалисты, которые бы занимались с детьми, требующими индивидуальных занятий по коррекции физических недостатков, и следили за результатами занятий. Судя потому, что увидел и услышал здесь, такая работа необходима.

Образовательным учреждением, в стенах которого заботятся о здоровье всех участников учебного процесса не на словах, а на деле, называют Среднечирковскую сельскую школу. Педагог-организатор И.Н. Смирнова рассказала, что в школе реализуется уже вторая здоровьесберегающая программа. Целыми классами они выезжают в санаторий «Берендей», где в течение месяца одновременно учатся и оздоравливаются. В этой школе первыми в районе перешли на двухразовое горячее питание. А гостей семинара среднечирковцы угощали фиточаем собственного приготовления. Травяные сборы для детей составляют повара школьной столовой: брусника, клевер, душица, мелисса, лепестки роз – все строго по рецепту.

На семинаре желающие могли познакомиться с работой специализированных классов начальной военной подготовки. На секции вели разговор о том, какой должна быть модель кадетского класса, чтобы сохранить здоровье детей. Руководитель кадетского специализированного класса начальной военной подготовки к службе в армии «Пульс» из Голышмановской сельской школы А.А. Смирнов считает, что главное – это грамотно рассчитать нагрузку, которую может на себя взять детский неокрепший организм. Благодаря этому, девчонки и мальчишки из «Пульса» на областных состязаниях всегда в пятерке лидеров.

Начальную военную подготовку нужно рассматривать и как вариант спортивной подготовки в школах, – рассказывает И.А. Пинигин, учитель физкультуры из Сорокинского района. – В нашей школе нет подобного специализированного класса, а очень хотелось бы создать. В советское время были в программе уроки начальной военной подготовки, с тех пор в школе подобных занятий не проводим. Впечатляет физическая и строевая подготовка голышмановских кадетов, созданная материальная база.

Пока работали секции, педагоги могли приобрести за чисто символическую плату методические идеи и наработки лучших голышмановских учителей, победителей всероссийских, областных и районных конкурсов.

Учителя Вагайской школы Омутинского района М.В. Новикову заинтересовал опыт преподавателя географии школы №1 поселка Л.Б. Гуровой.

Я посетила секцию «Организация обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы». Интересная методика, по ней можно работать и с обычными детьми в школе, – делится впечатлениями Марина Витальевна. – В нашей школе мы стараемся охватить все направления во внедрении здоровьесберегающих технологий. Физминутки, динамическая пауза на третьем уроке обязательны. Для старшеклассников используем частую смену деятельности на уроке. Думаем над организацией перемен между уроками.

Важнейшее направление в здоровьесбережении детей — это организация школьного питания. В рамках семинара был проведен районный конкурс «Лучший повар школьной столовой – 2010». Повар Медведевской школы Т. А. Сологуб уверена, что залог здоровья детей в сбалансированном питании. Дети получают в столовой соки, компоты из свежих фруктов, отвар шиповника. Салаты из сырых овощей в школах запрещено готовить санитарными нормами, но это не повод для отказа от возможности разнообразить обеденный стол школьника. Повара используют вареные овощи. Любимая добавка медведевских школьников к привычному гарниру – тушеная в сметане свёкла. На конкурс Татьяна Алексеевна представила любимое блюдо школьников – творожную запеканку со сгущенным молоком. Ещё ее готовят с изюмом и курагой. В школах района повсеместно используют витаминизированный хлеб и булочки.

Впечатлениями от увиденного на конкурсе поделилась директор школа №31 города Ишима Л.П. Заева:

У нас по качеству школьного питания проблем нет, а вот по составлению меню есть. И мы приехали посмотреть, как в Голышманово решают эту проблему. Проводить конкурс школьных поваров – идея замечательная. У каждого на вид простого блюда из школьного меню была своя изюминка. Сейчас массово в повара не идут, но если мы школьникам будем показывать такие мероприятия, то, наверно, эта профессия заинтересует выпускников. Думаю, на таком конкурсе должно быть больше школьников, чтобы они видели, кто их кормит, как работают повара. Удивило то, что перед нами вышли не просто специалисты в своей профессии, а люди, полные творческого задора.

После четырех часов плодотворной работы ярмарка педагогических идей подвела итоги. Уже под занавес на сцену актового зала Медведевской школы вышли дети, победители областных и всероссийских спортивных состязаний – дети, ради здоровья которых и проводятся такие мероприятия.

Наталья Гладковская

Фото Влада УДИЛОВА