Медиакарта
7:33 | 23 августа 2024
Портал СМИ Тюменской области

Дачная прописка – это возможно!

Дачная прописка – это возможно!
10:43 | 29 июля 2011
Источник: Светлый путь

Постановление Конституционного суда №13-П, вынесенное 30 июня 2011 года, касается возможности регистрации граждан по месту жительства, то есть постоянно, в своих загородных домах.

На что необходимо обратить внимание.

Прописаться можно на дачном участке с домом, пригодным для постоянного проживания

На сегодняшний день, пока не внесены изменения в законодательство, видится два основных пути оформления регистрации на дачных участках. Оба они вписываются в рамки существующих юридических процедур. Какой из вариантов окажется более эффективным покажет время.

Во-первых, имея на руках все правоустанавливающие документы: свидетельство о праве собственности на ваш земельный участок, свидетельство о праве собственности на сам дом, план жилого помещения и его технический паспорт (подойдут также нотариально заверенные копии этих документов), вы можете обратиться в межведомственную комиссию. Такие комиссии создаются при органах исполнительной власти для оценки жилых помещений жилищного фонда. Существуют комиссии при федеральном органе исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов и органах местного самоуправления. На основании заявления собственника жилого помещения комиссия проводит оценку соответствия помещения установленным законом требованиям, принимает решение о признании жилого помещения пригодным или непригодным для постоянного проживания и составляет соответствующее заключение (в 3-х экз.). Получив такое заключение, нужно обратиться для регистрации в территориальное отделение Федеральной миграционной службы (ФМС России), при этом не лишним будет сослаться на принятое Постановление Конституционного суда Российской Федерации. ФМС осуществляет регистрацию. В случае отказа в регистрации следует немедленно обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, принятого ФМС. По общему правилу обратиться в суд необходимо в течение трёх месяцев со дня, когда вам стало известно о нарушении ваших прав и свобод. Заявление рассматривается судом в течение 10 дней, Верховным судом Российской Федерации – в течение двух месяцев, по окончании судебного рассмотрения выносится решение.

Во-вторых, если по какой-либо причине вы не можете осуществить регистрацию указанным путём, возможно в вашем субъекте еще не создана такая комиссия, тогда признать жилое строение пригодным для постоянного проживания можно в районном суде по месту нахождения (регистрации) земельного участка. В суд необходимо предоставить все вышеперечисленные правоустанавливающие документы, кроме того, необходимо обязательно приложить документ, подтверждающий невозможность получения необходимого заключения в ином порядке. Суд может назначить техническую экспертизу, по результатам которой будет вынесено судебное решение. На основании вынесенного положительного решения вы также имеете право обратиться в территориальное отделение ФМС для регистрации по месту жительства в вашем загородном доме.

Категория земель вашего земельного участка

Ещё в 2008 году Конституционный суд разрешил регистрацию на садовых земельных участках в пределах населённых пунктов (однако соответствующие поправки в законодательство до сих пор не внесены). Вынесенное в конце июня постановление Суда еще больше расширило права дачников: теперь можно регистрироваться так же и на садовых земельных участках, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, располагающимся за пределами населённого пункта.

Прописаться можно уже сегодня

Фактически с момента провозглашения постановления Конституционным судом у дачников появилась возможность на законных основаниях регистрироваться в своих владениях.

Необходимо отметить, что факт регистрации граждан по месту жительства в домах на земельных участках сельскохозяйственного назначения не влечет за собой изменения статуса этой земли, другими словами, это по-прежнему будет земля сельскохозяйственного назначения, а не населенного пункта, и, следовательно, на органы власти не будет возложена обязанность по благоустройству, созданию и поддержанию коммунальной, транспортной и иных инфраструктур этой территории, только лишь решение вопросов, непосредственно связанных с осуществлением основных прав и свобод человека и гражданина. Поэтому, задумываясь о возможности такой регистрации, следует подумать также и о возможных затруднениях и неудобствах для самого гражданина.

По российскому законодательству гражданин, изменивший место жительства, обязан в семидневный срок обратиться в соответствующие органы для регистрации по новому месту жительства. Для этого в территориальный орган ФМС России необходимо представить заявление установленной формы; документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (ордер, договор купли-продажи, свидетельство о праве на наследство жилого помещения, решение суда), а также иной документ или его должным образом заверенная копия.

Кроме этого, вас могут попросить предъявить документ, удостоверяющий личность. Однако требования предоставить дополнительно иные документы, не предусмотренные законом, например, подтверждающие оплату коммунальных услуг или согласие банка на регистрацию в жилом помещении, приобретенном по ипотеке и др., являются незаконными и должны быть незамедлительно обжалованы в вышестоящие инстанции.

Весьма перспективный и удобный способ осуществления регистрации – подача заявления в электронной форме через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) – www.gosuslugi.ru. Зарегистрировавшись на сайте, вы можете заполнить электронный бланк заявления и направить его адресату. На основании этого электронного документа в течение трёх дней ФМС осуществляет регистрацию.

Поскольку жилые помещения могут находиться в частной собственности, а также находящимися в муниципальной собственности, требования для осуществления регистрации могут несколько различаться.

Так, в частности, единственным основанием для регистрации в приватизированной квартире будет служить волеизъявление (согласие) собственника. Метраж жилого помещения в этом случае не имеет значения, количество зарегистрированных человек может быть ограничено лишь самим собственником. В случае, если у жилого помещения несколько собственников, для регистрации необходимо будет получить согласие каждого из них.

Напротив, для вселения в жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, (муниципальное жилье) норма общей площади имеет значение, в случае нарушения этих требований наймодатель вправе запретить вселение граждан. Кроме того, необходимо получить согласие на регистрацию совместно проживающих членов семьи, в том числе временно отсутствующих.

Следует помнить, что по общему правилу вселение несовершеннолетних детей в жилое помещение, где проживают их родители, осуществляется независимо от мнения остальных собственников жилого помещения.

Проверить свою квартиру на предмет «проживания» в ней незнакомых вам людей можно взяв выписку из домовой книги и продублировав ее для убедительности копией финансового лицевого счёта.

Желаю успехов в реализации своих прав!

Владимир ЛУКИН